Современное бизнес-образование. Что выбрать, вузовское ДПО или онлайн-курсы от частных провайдеров?

0
1726
Перспективы и проблемы российского бизнес-образования

Российское высшее образование славится своей фундаментальностью, но бизнес-эксперты констатируют факт того что, нынешнее вузовское дополнительное профессиональное образование (далее ДПО) не соответствует потребностям современного рынка и не удовлетворяет сегодняшний бизнес. Сетуя на то что, практических навыков оно почти не дает, а теоретическая подготовка отстает от современности на 5-10 лет.

Как правило, большинство курсов и образовательных программ для ДПО в российских вузах создаются в рамках образовательных программ реализуемых вузом. При таком подходе отсутствует взаимодействие с реальным рынком, с системой обновления информацией, где важнее получить навыки и компетенции, а не получить «диплом».

Резкий скачок технологических и экономических изменений в России с начала 2000-х годов, породило новые знания, новые требования к навыкам и компетенциям сотрудников, а также к форматам обучения, что стало полной неожиданностью для наших вузов. Вузы не готовы были предложить новые знания и форматы обучения для ДПО.

В следствии чего, нишу дополнительного профессионального образования быстро освоил бизнес, новые коммерческие вузы, частные образовательные проекты, тренинговые и консалтинговые компании, дающие практические знания от практиков и работающие как онлайн, так и офлайн.

Это вызвало жаркие споры между классическими вузами и частными образовательными проектами.

Вузовский сектор обвиняет образовательные проекты в профанации, продаже корочек дипломов и сертификатов, заявляя что это дешевое и низкокачественное обучение.

Образовательные проекты наоборот заявляют о растущем технологическом разрыве образовательного контента в программах ДПО вузов России и потребностями современных компаний. Образовательные проекты говорят о программах, содержащих современные знания, тренировки и развития востребованных навыков, практико-ориентированном обучением без скучной теории, преподавателях-практиках с огромным опытом в реальном секторе бизнеса. Также об обучении новым востребованным профессиям, которых нет в вузовском секторе.

Попробуем взвесить за и против:
— Что выбирает бизнес для обучения персонала?
— Что говорят вузы о своих программах дополнительного профессионального образования?

Что выбирает бизнес для обучения персонала

Алексей Долинский, основатель, CoursalyticsАлексей Долинский, основатель, Coursalytics; член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации

Компания coursalytics.com – международный сервис по бронированию онлайн и офлайн программ бизнес-образования, которым пользуются крупнейшие международные и российские компании.

Академия HeadHunter

ДПО включает в себя довольно обширный спектр программ – от стандартных программ повышения квалификации в региональных педагогических институтах до семинедельной стэнфордской программы для топ-менеджеров, конкурс на которую выше, чем в отряд космонавтов. Мы в coursalytics.com работаем с большим количеством международных и российских компаний, которые интенсивно занимаются развитием сотрудников, используя и университетские программы, и онлайн-курсы от самых разных провайдеров. У того и другого есть плюсы и минусы, в зависимости от конкретной потребности бизнеса, и между ними нет противоречия. В идеале они дополняют друг друга.

Если сравнивать ДПО в российских университетах и онлайн-программы от частных провайдеров, то актуальность информации выше в последних. В мировой практике ровно наоборот.

Преподаватель условного Йельского или Колумбийского университета большую часть своего времени занимается исследованиями, и поэтому самая актуальная информация содержится даже не в опубликованных им статьях, а в его голове; и возможность задать ему вопрос — это возможность получить доступ к самому новому знанию.

Напротив, запись видеолекции требует времени и ресурсов, обновлять ее каждые полгода — это довольно трудоемкое удовольствие. При всей пользе онлайн-форматов, даже синхронные курсы по-прежнему существенно уступают аудиторным с точки зрения качества передачи навыков.

Например, общеуправленческие навыки (softskills) передавать онлайн существенно труднее, чем лекцию по географии, потому что они требуют существенно большего объема интерактива. И даже если игровые бизнес-симуляции позволяют воспроизвести часть интерактива из реальной жизни, они не производят такого же эффекта, как правильно проведенные упражнения в аудитории. Тем не менее, бывают ситуации, когда онлайн-форматы оптимальны по самым разным причинам.

Например, они обычно существенно менее затратны, чем курсы в аудиториях. Также асинхронные онлайн-курсы удобны для получения узкоспециальных новых знаний (новые правила банковского регулирования или хранения персональных данных) и для первого знакомства с новой темой. Поэтому многие компании часто предпочитают их аудиторным форматам.

Но наш опыт свидетельствует, что в определенных ситуациях они подходят в равной степени и топ-менеджерам, и предпринимателям.

Один из наших клиентов, серийный предприниматель, владелец нескольких бизнесов, миллиардер, предпочел асинхронный онлайн курс на гарвардской платформе HBX нескольким вариантам программ с личным участием с топовыми преподавателями. Вопрос стоимости в этом случае не стоял вообще, но важным был график. И возможность проходить курс в свободном режиме и гибкой географии от офисов в Москве и Сингапуре до яхты на Лазурном побережье оказалась приоритетной.

Оптимальные модели обычно подразумевают сочетание онлайн и офлайн компонентов. Время профессионалов стоит дорого, и тратить его на лекции нерационально. Это называется «перевернутый класс»: в обычном классе преподаватель рассказывает новую информацию, а потом отправляет учеников применять полученные знания дома – выполнять домашнее задание. Перевернутый класс работает наоборот: ученики сначала читают подготовительные материалы или смотрят видеолекции, а потом применяют полученные знания в упражнениях вместе с преподавателем. Этот формат мы сейчас применяем с одной из ведущих российских телекоммуникационных компаний.

Университетские программы в ведущих мировых бизнес-школах могут быть максимально приближены к реальным бизнес-задачам, но сложность заключается именно в том, чтобы во всем их глобальном многообразии найти нужную в нужное время.

Один из наших клиентов столкнулся с трудностью развития сотрудников в своей консалтинговой компании. Сотрудники либо не готовы были переходить к новому уровню ответственности (личное взаимодействие с клиентом), либо вскоре после перехода на новый уровень теряли мотивацию и уходили открывать свои собственные сервисы, в основном не очень успешные.

Оказалось, что ровно на эту тему – эффективное лидерство в консалтинговых компаниях – есть четырехдневный курс в одном из старейших британских университетов, на который съезжаются руководители таких компаний со всей Европы. Всего за несколько дней удалось изучить лучшие практики, обменяться опытом с коллегами и получить обратную связь на варианты решения проблемы от ведущих бизнес-экспертов.

 

Сергей Замараев, product owner системы продвинутой аналитики дистанционных учебных программ «Курсометр»Сергей Замараев, product owner системы продвинутой аналитики дистанционных учебных программ «Курсометр».

Соответствуют ли вузовские программы ДПО решению современных бизнес-задач?

Частично. Выпускники таких программ получают дополнительные знания по профессии, в которой они уже работают. Поэтому они могут наложить полученные знания на свой опыт и начать их применять на практике. Но все же, в ВУЗах, в основном, дают теоретические знания и устаревшие методики, которые в бизнесе могут не применяться годами.

Поэтому можно сказать, что любое образование, которое дается в ВУЗе закладывает базу, на которую потом накладывается опыт работы, новые знания и так далее. Но если основываться только на полученной теории, то решить бизнес задачи не получится.

Что вы предпочтете, вузовское ДПО или онлайн-курсы образовательных проектов?

Вузовское ДПО имеет одно сильное преимущество — общение с преподавателем, у которого есть свои кейсы и примеры, на которых можно чему-то научиться. И студенты имеют возможность разобрать эти кейсы вместе с преподавателем, получить ответы на свои вопросы здесь и сейчас.

Онлайн курсы такой возможности не имеют, поэтому я считаю, что “идеальное образование” (как дополнительное, так и основное) можно будет получить в том случае, если вся теория уйдет в онлайн, а вся практика будет проходить при очной встрече преподавателя и студентов.
К сожалению, таких программ практически нет, поэтому предпочтение отдаю онлайн курсам, так как это быстро и удобно.

Какие преимущества и недостатки вы отмечаете в образовательных онлайн-курсах частных образовательных проектов?

Главный недостаток — проблема выбора. Практически каждый день на рынке появляется сотни платных онлайн — курсов и еще больше бесплатных, которые можно найти на том же youtube. И выбрать из всего этого потока тот курс, который действительно научит чему-то новому, очень сложно. Например, если вбить на youtube запрос как сделать дом на дереве, то мы получим несколько тысяч роликов. Понять, кто из “преподавателей” на своем опыте построил несколько сотен таких домиков и действительно может рассказать как быстро и качественно построить желанный объект, практически невозможно. Придется пересмотреть несколько десятков видеоуроков, прежде чем ты найдешь подходящий для себя. С платными курсами такой возможности нет. Там максимум это описание курса и запись бесплатного вебинара, на котором больше продают, чем дают полезную информацию.

Также в подобных проектах очень сырые платформы, скорее всего из-за недостатка средств на разработку качественного продукта. А ведь учащимся важно дать возможность комментировать, оставлять оценки на контент, писать рецензии и выдавать общую экспертную оценку на курс. В частных проектах таких возможностей нет, чаще всего организаторы таких курсов обходятся комментариями.

Если говорить о преимуществах, то это опыт преподавателя. Часто небольшие образовательные проекты организуются людьми с колоссальным опытом работы, который может разобрать с вами миллионы практических кейсов. А, как говорится в народной мудрости, учиться лучше всего на чужих ошибках.

 

Дарья Салиева, руководитель направления индивидуальных образовательных траекторий, Action GroupДарья Салиева, руководитель направления индивидуальных образовательных траекторий, Action Group

Мы постоянно развиваем сотрудников нашей компании, в рамках компетенций, которые необходимы им для решения бизнес-задач и улучшения качества жизни.

Выбирая провайдера, мы обратили внимание на тенденцию рынка: на сегодняшний день решения, которые предлагают ВУЗы в рамках ДПО морально устарели. Они двигаются по «накатанной», совершенно не учитывая потребности рынка, бизнес-контекст, экономическую и политическую ситуацию в стране.

В итоге, сотрудники, прошедшие дорогостоящие курсы в ведущих вузах страны возвращаются демотивированными и неудовлетворёнными. Как правило, говоря об одних и тех же зонах роста:

— утилитарные — «сухой подход к подаче материала, который морально устарел. Типичная констатация факта, не конвертирующая знания в навыки.

— мотивационные – «преподаватель, выполняющий роль лектора, относится к своим подопечным не как к равным партнёрам, а как к двоечникам-студентам, которые априори перед ним провинились».

Выбирая между вузовским ДПО или онлайн-курсами, мы давно для себя выбрали образовательные проекты, которые учитывают реалии времени и помогают отвечать на ежедневные вызовы бизнеса. К тому же их выгодно отличает скорость, и клиентоориентированность: хотите внести изменения или кастомизировать курс – пожалуйста? Хотите интегрировать его в свою корпоративную Академию – нет ничего проще!

Понимая современные тенденции, мы перешли от обучения внешнего, к обучению внутреннему, через создания внутренней корпоративной академии. При этом привлекаем провайдеров на амбициозные задачи, чтобы своевременно закрывать все потребности наших сотрудников.

 

О программах дополнительного профессионального образования в российских вузах

Рашевская Оксана Анатольевна, Проректор по дополнительному профессиональному обучению Московского технологического института (МТИ) и Moscow Business School
 
В идеальном варианте базовое вузовское и дополнительное образование должны формировать систему непрерывного образования человека, ориентированную на вектор развития его возможностей.

Представители бизнес-структур и потребители образовательных услуг диктуют свои правила. Кадровые ресурсы должны быть конкурентоспособными, отсюда возникает требование к профессиональной структуре подготовки специалистов, согласованной с реальными потребностями рынка труда. Это требование едино как для вузовских программ ДПО, так и для программ, реализуемых иными образовательными организациями.

Недостатками вузовских программ ДПО обычно называют оторванность от потребностей рынка, большую академичность, медленный процесс обновления программ. Но это время уходит: одним из главных показателей эффективности вузов сегодня становится трудоустроенность выпускников, усиливается роль вузов исследовательского и предпринимательского типа, формирующих вокруг себя распределенные мультикластеры различных образовательных форматов, работодателей и сообществ.

У вузов стоит цель интегрироваться с профессиональными сообществами, решать задачи подготовки востребованных кадров для современной экономики. Системы ДПО в вузе находятся на самоокупаемости и вынуждены оперативно и адекватно реагировать на изменения и трансформации рынка труда.

Инженеру все чаще приходится принимать решения, требующие экономических и управленческих знаний, знаний иностранного языка и основ психологии, информационных технологий и т.п. Востребованы специалисты с компетенциями на стыке профессий, например, с медицинским и юридическим образованием, или фармацевтическим и технологическим.

Изменения, наблюдаемые в профессиональной деятельности современного специалиста, неизбежно влекут за собой потребность в разработке большого количества постоянно обновляемых дополнительных профессиональных программ, учитывающих современные тренды и технологии в сфере экономики и имеющих практическую направленность. Только такие программы будут востребованы потребителями.

Существенное преимущество вузовских программ ДПО заключается в возможностях, которые можно и нужно активно использовать. Такие преимущества заключаются в наличии развитой инфраструктуры института, позволяющей каждому студенту и слушателю выбрать индивидуальный вектор карьеры.

Это можно обеспечить лишь при выстроенной эффективной модели повышения знаний, умений и навыков, системе переквалификации, хорошо отрегулированном учебном процессе, содержательной материальной базе, развивающемся научном потенциале, высокопрофессиональном кадровом потенциале привлекаемых к реализации ДПО преподавателей, мощной базе партнеров, опыте применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, устойчивом имидже института.

Именно вузу с его ресурсами и нацеленностью на необходимость обеспечения непрерывного, непрекращающегося пополнения и обновления знаний квалифицированных кадров экономики под силу создать систему эффективного ДПО.

В настоящее время активными игроками образовательного рынка становятся корпоративные университеты, но уже наблюдается тренд на слияние бизнес-школ, консалтинга и тренинговых компаний с технологическими вузами, разработка совместных образовательных программ.

Соответствуют ли вузовские программы ДПО решению современных бизнес-задач?

Современное образование в России готовит специалистов широкой сферы, но является узкоспециализированным. Не секрет, что вчерашние студенты приходят на работу без нужных знаний и навыков.

Проблему нехватки компетенций у сотрудников организации решают несколькими путями. Многие компании сотрудничают с вузами уже на стадии подготовки специалистов, участвуют в разработке образовательных программ, приглашают студентов на практику, организуют стажировки.

Так, в составе структуры подразделений НОУ ВО МосТех по работе со студентами успешно действует Центр развития карьеры. Одним из основных направлений его деятельности является взаимодействие и сотрудничество с учреждениями, предприятиями и корпорациями, выступающими в качестве работодателей на рынке труда: организация и проведение совместных мероприятий, практик, помощь в подборе сотрудников из числа студентов и выпускников института (глубокий алгоритм подбора соискателей по индивидуальным параметрам).

При необходимости недостающие компетенции студент может получить на программах ДПО параллельно с высшим образованием. В течение от одного года до трех лет меняется представление о профессиональных компетенциях, которые востребованы рынком.

И вузы на это реагируют быстро. Часть преподавателей, реализующих программы высшего образования, тьюторы программ дополнительного профессионального образования в МТИ являются руководителями или высококвалифицированными специалистами организаций, занимаются консалтинговой деятельностью в реальных сферах бизнеса.

Вузы, и МТИ в частности, поддерживают тесную связь со своими выпускниками, проводят анкетирование на предмет востребованности приобретенных компетенций, необходимости приобретения новых знаний.

Это позволяет внедрять и использовать в программах новые методы для решения бизнес-задач, готовить программы, востребованные бизнесом: «Бюджетирование и управленческая отчетность с помощью BI (Business Intelligence)», «Фасилитация в командной работе: повышение эффективности рабочих сессий и совещаний», «Дизайн-мышление для разработки нового продукта».

Вузовские программы ДПО отвечают требованиям бизнеса и в совершенствовании управленческих компетенций в различных отраслях, и в повышении квалификации или приобретении новых компетенций в традиционных сферах профессиональной деятельности.

Разрабатываются программы, отвечающие новым запросам времени, такие как: «Agile / SCRUM: гибкие методы управления проектами», «Digital-стратегии развития бизнеса», «Блокчейн-технология в бизнесе», «Нейромаркетинг и латеральный маркетинг в онлайн-среде».

Прошли те времена, когда система дополнительного образования предлагала устаревшие, далекие от современных требований программы. В настоящее время система ДПО зачастую является с одной стороны локомотивом, эффективным инструментом мониторинга качества предыдущей подготовки специалистов, реализующих свои компетенции в промышленности, бизнесе, с другой стороны — позволяет наиболее качественно развивать основные образовательные программы и технологии для последующей подготовки специалистов. Очевидным является неразрывная связь качества основного и дополнительного профессионального образования.

Ответ на вопрос, насколько вузовские программы соответствуют полностью решению современных бизнес-задач зависит от того, насколько эффективно вуз смог настроить каналы связи с бизнес-сообществом. Именно налаженные связи позволят разрабатывать новые образовательные программы, соответствующие запросам рынка труда. Все возможности для этого у вуза есть.

Какие преимущества и недостатки вы отмечаете в образовательных онлайн-курсах частных образовательных проектов?

Тренд на дистанционный формат и на минимизацию очных форм обучения послужил основой для развития площадок онлайн-образования. Онлайн-курсы служат для получения углубленных знаний в интересующей области, будь то социология, программирование или менеджмент. Они позволяют получать дополнительное профессиональное образование при нехватке временных или финансовых ресурсов и ликвидировать пробелы в своем образовании.

Онлайн-курсы можно разделить на несколько групп и в зависимости от поставленной цели выбрать интересующую компанию, реализующую тот или иной курс:

• Академические управленческие курсы (курсы по менеджменту, управлению проектами и иным управленческим дисциплинам от передовых российских вузов реализуются такими компаниями, как «Универсариум», «Лекториум», «Национальная платформа открытого образования». Такие курсы представлены в основном лекциями и семинарами и очень схожи с традиционными занятиями в вузе: базируются на теории, подразумевают прочтение указанного списка литературы, включают задания наподобие эссе для проверки преподавателем.

• Профессиональные курсы (либо отдельные курсы, либо цикл курсов) для освоения новой профессии; источники контента могут быть разными. Представляют собой специализированные платформы, ориентированные на практиков и профессионалов, которым необходимо получить знания в области бизнеса и менеджмента, финансов и экономики. Курсы ведут как преподаватели бизнес-школ или университетов, так и известные практики отрасли. Многие порталы ориентированы на дистанционное корпоративное обучение Eduson, «Нетология», «Интуит», Stepik.

• Дополнительные курсы по управлению. Курсы чаще всего проводятся практиками отрасли, а не профессорами университетов, поэтому имеют чисто прикладной характер; иногда обучают лишь узким практическим навыкам. Это курсы академии Яндекса, Zillion, «Деловая среда».

Отвечая на вопрос о предпочтениях, выберу вузовское ДПО. Основную часть рынка онлайн-образования занимают частные компании. Однако потенциал нового формата обучения оценило и государство, создав Национальную платформу «Открытое образование».

Я бы не делила онлайн-курсы на частные или нет. Есть качественный курс, востребованный потребителями или нет. Рынок расставит все по своим местам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here