Иммерсивность — это новый взгляд на дизайн учебных программ

0
397
Технологии виртуальной реальности для HR-задач

Екатерина Барабанова, директор по развитию персонала компании РостелекомЕкатерина Барабанова, директор по развитию персонала компании «Ростелеком».


Иммерсивные технологии (технологии, погружающие человека в виртуальное пространство и включающие VR, AR и видео 360) медленно, но верно внедряются во все бизнес-процессы и уже сейчас становятся важной составляющей сферы HR. По прогнозам аналитиков, в будущем иммерсивное обучение может вытеснить классическое образование в корпорациях.

О том, что виртуальная реальность может сделать для HR, как подобные технологии повышают производительность труда и оптимизируют рабочие процессы в компаниях, мы поговорили с директором по развитию персонала компании «Ростелеком» Екатериной Барабановой.

О своем опыте использования иммерсивных технологий Екатерина также расскажет 1-2 октября на конференции EdCrunch 2019.

— Екатерина, иммерсивное обучение в отрасли — это новый тренд?

— Я бы сказала, что иммерсивность — это просто новый взгляд на дизайн учебных программ. Многие элементы иммерсивности — такие как практическая направленность обучения, использование реальных инструментов, обучение на реальных задачах — существовали и раньше. Просто их так не называли.

С появлением VR-технологий о «погружении в среду» стали задумываться чаще, появился комплексный подход, который и назвали «иммерсивным обучением». Но иммерсивными могут быть и более привычные нам форматы очного или дистанционного обучения, когда дизайн учебной программы составлен так, чтобы пользователь получал реальный опыт в реальных средах и на платформах, с которыми потом будет сталкиваться в работе.

— В чем преимущества иммерсивного обучения перед традиционными формами обучения персонала?

— Иммерсивный формат позволяет, во-первых, создать реалистичную среду, которая максимально приближена к настоящей жизни. Во-вторых, тренироваться конкретно и точечно. Мы как бы стираем границу между теорией и практикой, как итог — нужные навыки усваиваются быстрее и лучше.

Я считаю, это очень значимо: у бизнеса сегодня практически нет времени на обучение сотрудника. Всем нужна готовая единица, способная здесь и сейчас справляться с рабочими задачами. Иммерсивные форматы решают эту проблему, причем доказывают свою эффективность в самых разных сферах.

Направление активно развивается, думаю, вскоре мы увидим большое количество кейсов, реализованных на разных платформах с использованием самых разных технологий. Пока на рынке еще не так много ярких примеров, и это для меня делает их изучение особенно интересным.

— Расскажите подробнее про VR-технологии? Какие учебные задачи они позволяют решать?

— С помощью VR пользователь в режиме реального времени отрабатывает свое взаимодействие с объектами и другими людьми. Технология позволяет наиболее полно моделировать ситуации, в которые может попасть пользователь, программировать несколько вариантов развития событий, проигрывать разнообразные сценарии. Например, можно отработать поведение сотрудника в чрезвычайных ситуациях, обучать работе на труднодоступных объектах инфраструктуры, создавать конкретные стрессовые условия (скажем, выступление на сцене или прыжок с парашютом).

— Как иммерсивные технологии реализуются в России?

— На российском рынке корпоративного обучения сейчас проходит довольно большое количество экспериментов с виртуальной реальностью, как с точки зрения отработки профессиональных навыков, так и с точки зрения soft skills. Есть ряд компаний, который делают VR-симуляции по переговорам, публичным выступлениям, умению давать обратную связь сотрудникам, продавать и т. д. Причем там можно отрабатывать навыки как с запрограммированным персонажем, так и с реальным человеком, который сидит по другую сторону экрана и представлен в симуляции в виде аватара.

Из интересных hard-skills-решений я могу выделить кейсы, которые делает компания «Крок». У них множество достойных программ — от правил поведения в дата-центре во время пожара до обучения космонавтов работе с оборудованием на МКС.

Если говорить о международном опыте, то хорошим примером проектирования учебной программы с учетом принципов иммерсивного обучения на рынке может служить курс Leading teams in the digital era от компании Hyper Island. Он спроектирован на платформе Slack. Там обучение идет спринтами, а пользователи создают дневник рефлексии, который является своего рода ретроспективой прошедшего отрезка обучения. Участники группы всегда поддерживают связь в Slack, общение с экспертами происходит через Zoom.

Иммерсивность здесь заключается в том, что ученики не просто узнают об удобных платформах для работы с командами (например, Slack) или о принципах agile, а используют их для решения учебных задач, на практике разбираясь во всех тонкостях.

Еще раз подчеркну, что иммерсивность может быть внедрена во многие стандартные форматы обучения, главное — создать максимально приближенную к реальности среду, насытить ее настоящими рабочими инструментами и предложить человеку решать определенные кейсы с помощью этих инструментов.

— А как внедрялось иммерсивное обучение в вашей компании?

— В «Ростелекоме» мы использовали иммерсивные технологии при создании программы обучения для специалистов группы поддержки пользователей в социальных сетях. Это сотрудники, которые от лица компании «Ростелеком» работают с отзывами клиентов в Фейсбуке и ВКонтакте.

Так вот, мы сделали учебный курс, который полностью проходит во ВКонтакте. В программе — очень короткая теория (в формате мобильного видео), много кейсов из практики «Ростелекома», фан-викторины на закрепление знаний и виральные картинки для создания эмоционального вовлечения.

В основу всех кейсов легли существующие посты, когда-то написанные нашими клиентами. Их специалистам поддержки и нужно было комментировать, попутно объясняя, почему комментарий отработан именно так, на какой изученный материал они опирались при ответе. После этого эксперты рынка и сокурсники анализировали проделанную работу и давали обратную связь.

Часто участники начинали «челенджить» друг друга, развивая ветви комментариев якобы от лица пользователей, так что учебные задания получались максимально похожими на общение с реальными пользователями.

Сейчас в «Ростелекоме» мы также экспериментируем с VR — недавно провели пилот по обучению технических специалистов правилам и технологиям инсталляции.

— Как отреагировали на него сотрудники?

— Участники пилота сочли его необычным и очень наглядным, отмечали свою полную вовлеченность в процесс. Такой тренинг действительно оставляет яркие впечатления, его потом обсуждали еще несколько дней подряд.

— VR-обучение сейчас довольно дорого и его могут себе позволить только крупные корпорации. Будет ли оно востребовано у среднего и малого бизнеса?

— Да, разработка и тиражирование VR-решений — достаточно затратный процесс. Дороже всего обходится контент. Его долго и сложно разрабатывать, а любая последующая корректировка «начинки» тоже стоит денег. Добавьте сюда расходы на оборудование, ведь виртуальная реальность предполагает закупку очков или шлемов.

Сейчас с финансовой точки зрения использование технологий VR очевидно выгодно компаниям, только если нужно учить сотрудников работать в чрезвычайных ситуациях или с дорогостоящим оборудованием. Во многих других случаях я бы искала альтернативы.

Например, дополненная реальность (AR) гораздо дешевле и быстрее в разработке. И в корпоративном сегменте я встречалась в большей степени с маркетинговыми кейсами в AR (например, при демонстрации работы фермы или завода). Для малого и среднего бизнеса может быть достаточно иммерсивности, которая реализована на других платформах и другими инструментами.

— Как будет меняться цена на VR после 2020 года: расти или падать?

— Конечно, не сейчас, но в обозримом будущем VR подешевеет. Будут появляться специалисты, которые освоили VR как хобби и могут делать проекты средней сложности по доступной цене.

Очки и шлемы будут все более качественными и дешевыми. Накопится общий опыт создания VR проектов, появятся игроки, которые умеют создавать качественные продукты быстро, возникнет конкуренция между провайдерами.

Однако, делая выбор в пользу виртуальной реальности, компаниям все еще необходимо будет спрашивать себя «Зачем?». Почему для решения конкретной задачи нужен именно VR, почему эта технология в данном случае будет наиболее эффективной.

Автор: Нина Богомолова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here