Когда к работодателю придет инспектор ГИТ?

0
293
пошаговая инструкция прием на работу совместителя

Елена Кожемякина, Управляющий партнер юридической фирмы BLSЕлена Кожемякина,
Управляющий партнер юридической фирмы BLS


Периодичность плановых проверок ГИТ

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2017 №197 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», с 1 января 2018 года введен риск-ориентированный подход к надзору за соблюдением норм трудового права. И периодичность плановых проверок стала зависеть от категории риска компании.

Законом определены разные степени риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. От этого «отталкивается» и частота проверок: для высокорискованных компаний 1 раз в 2 года, для среднего риска – каждые 5 лет, организации с низким уровнем риска обещали проверить только при внеплановых ситуациях.

А вот изменение категорий зависит от нарушений трудового законодательства: чем их больше и они опаснее для персонала, тем больше у компании штрафных баллов и выше категория риска.

На сайте Роструда опубликован подробный список нарушений, их последствия и критерии определения степени риска. Кроме того, регулярно публикуются данные о компаниях, которые отнесены к высокому и значительному риску.

Но большинство работодателей беспокоит не столько система, а как они в нее попадают. «Мы офисная организация, у нас нет вредных условий труда, непонятно, почему мы в этом списке?» — порой спрашивают себя HR. Для ответа на этот вопрос нужен другой вопрос: что будет поводом для первой проверки ГИТ? А это несколько вещей, которые от вас не всегда зависят напрямую.

Чаще всего «ревизоры» приходят из-за жалобы работника.
Один из наших клиентов решил сократить сотрудницу, которая плохо работала. Получив уведомление о сокращении, она взяла больничный, потом принесла справку о беременности. Компания отменила процедуру сокращения, но девушка уже успела написать всем – в Прокуратуру, ГИТ, Роспотребнадзор, Санэпидстанцию. Ведомства стали запрашивать компанию и HR-ам пришлось готовить развернутые объяснения. В итоге Инспекция по труду пришла с внеплановой проверкой.

Другая причина визита – несчастный случай на производстве или связанный с выполнением должностных обязанностей.

Например, компания выдала автомобиль сотруднику, а он попадает в ДТП с травмами или летальным исходом. Несчастные случаи с тяжелыми последствиями обязательно расследуются при участии ГИТ. Если Инспекция найдет нарушения в компании, вам обязательно повысят категорию риска.

Еще один случай проверок связан с происшествиями, в которых пострадали люди.
Приведу пример. Аварии, теракты, природные и техногенные катастрофы – все это попадает в зону внимания Инспекции по труду. Среди потерпевших могут быть сотрудники при исполнении своих обязанностей, поэтому ГИТ обязательно начнет проверку.

Риск-ориентированный подход, по мнению законодателей, должен нести благую цель. Если нет задолженности по зарплате, несчастных случаев, не жалуется персонал и с документами все в порядке, компания должна спать спокойно. Но это спокойствие имеет другую сторону. Плановые проверки проводятся по чек-листам, которых сейчас уже более 130. Если раньше «ревизия» была полностью в руках инспектора: на сколько серьезной была квалификация инспектора, на столько глубоко он и проверял, — то сейчас проверочные листы – это палочка-выручалочка, которая не даст возможности упустить нарушение.

С одной стороны, предпринимателям проще, надо изучить чек-листы и выявить свои зоны риска. С другой, дел заметно прибавилось, даже одна ошибка может свести усилия на нет. В итоге, чтобы избежать рисков, работодателям лучше выстраивать хорошие отношения с персоналом. А если компания решила расстаться с сотрудников, увольнять надо за неисполнение должностных обязанностей и оформлять это в полном соответствии с законодательством.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here