Креативному сотруднику — креативный подход?

0
254
Творческий коллектив: управление, развитие, контроль и мотивация.

«Фердипюкс» — это слово такое. Им Сапожников предложил заменить слово «творчество». Поскольку слово «творчество» помаленьку начинает терять всякий смысл и ощущается только престижем и похвалой. И сказать про какое-нибудь дело, что оно не творческое, значит оскорбить всех в этом деле участвующих и отвратить к нему стремящихся. Вот Сапожников и предложил заменить слово «творчество» словом «фердипюкс» ввиду его явной противности. Чтобы тот, кто не умеет или не хочет делать кое-что без предварительного чертежа, не стремился бы к этому занятию только из-за клички «творец». Это же ясно! Одно дело сказать про человека, что он на творческой работе, а другое — объявить во всеуслышание, что он занимается фердипюксом. Кому это приятно?

Анчаров. «Самшитовый лес»

Творческих задач много, все они разные, и решают их разные люди, поэтому готовых решений в сфере управления творческим коллективом нет, каждый руководитель должен искать к своим креативным сотрудникам уникальный подход.

Сегодня мы на примере своей компании хотим рассказать, по какому пути нужно пройти начальнику, чтобы выработать тот стиль руководства, который подходит именно его творческой команде. Надеемся, эта информация будет полезной.

Павел Нестеров, и Андрей Кокеев, руководители художественно-производственной студии ART4you.

Шаг первый. Фердипюкс

Первое, что нужно сделать руководителю, — очертить круг творческих работников, ни одного из них не упустить из виду. И для этого нужно сначала разобраться с самим понятием «творчество». Что же это такое? Мы считаем, что это создание чего-либо нового с использованием знаний и умений.

Так кого на основании этого определения можно причислить к творческим работникам? Не бойтесь обидеть кого-то, сказав, что его работа не творческая, не бойтесь взглянуть на обязанности своих работников под новым углом. Так, мы считаем, что в студии ART4you все сотрудники креативные.

То есть даже рабочих, которые занимаются непосредственно изготовлением нашей продукции (это слесари, токари и другие специалисты), выносить за скобки нельзя, потому что у нас производство опытное, вся продукция уникальная, прописать шаблонные технологические карты для каждого изделия нельзя, и даже во время сборки уже, казалось бы, готового сувенира, могут возникнуть проблемы, требующие творческого подхода.

В общем, здесь очень важно не мыслить шаблонами, отказаться от красивых слов и адекватно оценить работу своей компании.

Шаг второй. Модель для сборки

Когда круг творческих работников очерчен, нужно подобрать эффективный коллектив. Как уже было сказано выше, в основе творчества лежат знания и умения, поэтому хороший креативщик должен постоянно осваивать что-то новое, как в теоретическом плане, так и в практическом.

При подборе сотрудников для нашей студии мы руководствовались именно этим, а также здравым смыслом и принципами, предложенными одним из самых известных бизнес-консультантов — Ицхаком Адизесом.

Согласно его работам, важно, чтобы ваши творческие сотрудники были людьми с совершенно разными интересами, склонностями и характерами: это помогает при решении задач, поскольку «в сумме» работники будут знать и уметь очень много.

При этом здравый смысл говорит нам, что, несмотря на все различия, сотрудники должны быть примерно одинаковыми по уровню специалистами, и все как один — достойными людьми, которые умеют и хотят работать в команде.
Такой подход позволил сформировать нам коллектив, в котором сложилась прекрасная атмосфера.

Шаг третий. Кнут и пряник

Подобрав коллектив, подробно пропишите функционал каждого сотрудника и разработайте прозрачные критерии, с помощью которых будет оцениваться его труд. Чтобы решить эту задачу в студии, мы разработали для своих дизайнеров KPI, причем они сами участвовали в его создании. Благодаря этому мы учли нюансы работы именно нашей компании. KPI и должностные инструкции будут для вас своего рода кнутом.

А пряником станет система нематериальной мотивации. Тут, как и в случае с KPI лучше избегать шаблонных решений вроде брендированных кружек (хотя и они, конечно, в определенных ситуациях нужны).

У нас действует довольно объемная программа нематериальной мотивации, однако для нас как для художественно-производственной студии, специализирующейся на эксклюзивной сувенирной продукции, внутренние сувениры — это вдвойне интересно, потому что их разработка и изготовление это настоящий испытательный полигон: мы на себе можем обкатать какие-то решения, которые впоследствии предложим заказчику. И конечно, хочется удивить своих сотрудников, повидавших немало невероятно интересных заказов.

Основной элемент нашей нематериальной мотивации — это переходящий кубик ART4you. Да-да, именно кубик, потому что логотип нашей студии состоит как раз из кубиков. Обычно эта награда хранится в административном здании нашей компании, однако мы совершенно не возражаем против того, чтобы наши сотрудники ненадолго забирали ее домой, потому что без таких вот поездок в гости сама идея нематериальной мотивации работать не будет: какой смысл в награде, которую нельзя никому показать?

Помните, если вы вручаете награды за какие-то достижения, то эти награды должны быть просто «Вау!», чтобы сотрудник не прятал их в стол, а ставил на видное место, чтобы мог похвалиться ими перед родными и близкими, и чтобы они не ворчали: «Лучше б денег дали!»

Если вы проводите мероприятия, то они должны соответствовать интересам ваших сотрудников. И при этом остерегайтесь и обратного: чрезмерная оригинальность так же плоха, как и скучные шаблоны; вся система мотивации обязательно должна отражать ваши корпоративные ценности и решать ваши внутренние корпоративные проблемы.

Шаг четвертый. Разделяй и властвуй

А теперь начинается самое интересное: у вас есть хороший коллектив, у вас есть инструменты контроля и поощрения сотрудников, у вас есть задачи, которые нужно решить, осталось только привести всю систему в действие.

Как зажечь искру творчества в компании? Наш опыт показал, что в случае с творческим коллективом нельзя давить на сотрудников и загонять их в очень жесткие рамки, потому что тогда проседает творческая составляющая, но и распускать работников нельзя, ведь тогда пострадает заказчик, который хочет получить готовый продукт надлежащего качества в срок.

В общем, для управления творческим коллективом лучше всего, на наш взгляд подходит очень ненавязчивый, открытый стиль управления, допускающий коллегиальность в принятии решений и в то же время поддерживающий дисциплину. Какой способ подойдет вам — выясняйте методом проб и ошибок.

Опыт — он, как известно, сын ошибок трудных, но с нашей инструкцией, надеемся, трудностей у вас будет поменьше. Удачи!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here