Пять главных ошибок в методике онлайн-обучения в компании

0
1773
Пять главных ошибок в методике онлайн-обучения в компании
iSpring

Александр Орлов, спикер второй практической конференции EdMarketLab, управляющий партнер «Школы менеджеров Стратоплан»:

«В любом обучении присутствует методика: есть педагогика – наука об обучении и воспитании детей, есть наука об обучении взрослых людей – андрагогика. Начиная заниматься тренингами в 2007 году, я считал главным в тренинге – его живость, позитивные примеры, байки и анекдоты, чтобы аудитория не скучала и на таком позитиве что-то делала. Через пару лет я обнаружил, что с точки зрения методики, все это неправильно».

Начиная работу над образовательным проектом для менеджеров, мы, в первую очередь, пытались понять, как нам учить взрослую аудиторию в новом, непривычном формате. До этого, в офлайн-тренингах и корпоративных программах мы использовали методики с невербаликой: в группах по 12 человек люди видят и тренера, и друг друга. Но миграция в интернет заставила нас переписывать сценарии с нуля: в онлайне мы работаем с двумя сотнями человек, люди не видят друг друга, а тренер говорит с экрана – и для этого требуются совсем другие методики.

Вместо вступления. Цикл Дэвида Колба в тренингах

Классическая методика, которую мы использовали в «живых» тренингах, и идеально подходящая для обучения мягким навыкам (soft skills) – это цикл Дэвида Колба. Этот американский теоретик образования утверждает, что люди учатся по циклу, состоящему из четырех фаз:

Первая фаза – это получение конкретного опыта и проблематизация. В ходе курса участнику дают специальную тестовую задачу, которую он не сможет решить. И он начинает думать: “Как же так? У меня много лет опыта, почему же я не смог решить эту элементарную задачу?»
Это значит, что слушатель сформировал проблему и перешел на вторую ступень цикла.

Рефлексия – второй этап. Здесь слушатель задумывается о том, почему у него что-то не получилось и что дальше с этим делать. В итоге он приходит к тому, что разрабатывает модель решения проблемы.

Модель – это третья фаза обучения. Она объясняет, почему что-то произошло, почему у слушателя не получилось и дает конкретную рекомендацию на будущее – что ему делать, если подобная ситуация повторится. Это ступень, на которой можно давать лекционный материал и инструменты для решения задач.

Четвертая фаза – опробовать эту модель на практике. Именно практика приводит к получению нового конкретного опыта, который был точкой проблематизации – и цикл замыкается. Цикл – это конкретный опыт, рефлексия, модель, практика.

И когда мы начали использовать этот цикл в своих тренингах, то они стали проходить лучше: наши студенты погружались в темы, слушали и принимали инструменты, которые им давали.

Методика онлайн-обучения

Цикл Дэвида Колба показал свою эффективность и в онлайн-обучении. Мы применяли его в разных форматах: в основном, в онлайн-семинарах, длящихся от 20 минут до восьми часов. Наша практика показала, что один полный модуль-цикл умещается в занятие длинной от 20 минут до полутора часов, а в целый учебный день можно провести четыре таких модуля-цикла.

Пять ошибок в методике онлайн-обучения

Первая ошибка – отсутствие методики обучения. На рынке есть множество преподавателей-экспертов, с большим опытом работы в своей области; они добились определенных результатов и считают, что они могут обучать других. Но без образовательной методики им не удается изложить свой опыт в форме, доступной и понятной аудитории.

Вторая ошибка – все люди разные, но не каждая образовательная программа учитывает этот фактор. Несколько лет мы (в «Стратоплане») не обращали внимание на то, что люди различаются по психотипу, мотивационным факторам, характеру, целям, возрасту, географии и опыту – это была ошибка. А обучающая программа одна для всех. Даже в обычной средней школе людей ранжируют по возрасту, а в онлайне обычно ранжирования нет. Когда в групповых упражнениях оказываются несовместимые люди, система перестает работать.
Спустя пять лет после того как мы занялись онлайн-обучением, мы ввели входное тестирование участников: тестируем по психотипам, по профессиональной ориентации и просим написать эссе «Для чего вы к нам пришли?». Эти характеристики определяют путь, по которому человек будет учится дальше.

Третья ошибка – затянутые лекционные блоки, однообразный формат и контекст. В онлайне совершенно иная динамика, чем в традиционном обучении: эксперт начинает читать лекцию с экрана и не видит аудиторию. Если материал не слишком занимательный, то аудитория быстро теряет интерес, а дальше ее внимание захватывает почта, социальные сети и прочее. Преподаватель этого не видит и продолжает уверенно излагать материал. Чтобы этого избежать, «Школа менеджеров Стратоплан» применяет в своих онлайн-занятиях методику смены контекста и формата: на экране постоянно что-то меняется – каждые пять-десять минут, иначе внимание аудитории рассеивается. Например, мы используем парные упражнения, показ слайдов, рисуем на флип-чарте, просим отвечать людей на вопросы, запускаем видео-ролики для анализа – чтобы удержать интерес участников к материалу.

Четвертая ошибка – неиспользованный потенциал онлайна. В офлайне вы имеете возможность считывать всю «невербалику» аудитории: посмотреть в глаза каждому участнику, улыбнуться, увидеть их реакцию. Но и в онлайне есть свои плюсы – можно организовать большое групповое взаимодействие. Например, в свое время мы пробовали делать мозговой штурм на 150 человек – использовали документы Google Docs, в которых все слушатели могли одновременно писать и предлагать свои идеи. В итоге получался большой коллективный труд, который можно было использовать для дальнейшего анализа или продвижения курса. К примеру, лектор дает материал и говорит: “Коллеги, могли бы вы привести пример практики того, как это было у вас?” Все 150 человек отвечают на этот вопрос, используя свой опыт – то есть, получается практически бесплатный учебник за короткое количество времени. К сожалению, во многих онлайн-курсах преподаватели не используют этот огромный потенциал.

Пятая ошибка – не использовать работу в группах. Групповая деятельность очень эффективна: например, вы можете запустить ролевую игру (менеджер и подчиненный, менеджер и директор, менеджер и заказчик). Объедините людей в группы по четыре или шесть человек: организуйте переговорные поединки по скайпу, обсудите кейсы, шкалу самооценки – тогда слушатели лучше погрузятся в материал, чем при индивидуальной работе. Такую активность хорошо демонстрировать на чтении книги в одиночку или в группе: коллективное чтение оказывается более эффективным, потому что участники обогащают видение друг друга. Многие курсы по маркетингу и менеджменту ленятся объединять 200 человек в группы и давать им индивидуальные задания – для организаторов это дополнительная нагрузка. Групповые активности важно использовать для эффективной работы.

Инструменты, которые мы используем

С самого начала и до сих пор «Стратоплан» проводит свои онлайн-занятия в режиме отключенных экранных комментариев, то есть наши студенты не могут видеть комментарии друг друга. С одной стороны, это мешает общению слушателей во время онлайн-обучения, но, с другой стороны – оно (общение) их не отвлекает, а все внимание сосредоточено только на занятии.

Второй инструмент, который мы используем — методика подачи информации в режиме HD-трансляции: тренер раскрывает тему, используя флип-чарт. Аудитория по ту сторону экрана более внимательна к материалу, так как не знает, что преподаватель изобразит на флип-чарте в следующий момент. Такой прием работает эффективнее статичных слайдов.

iSpring

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here