Бизнес-игры приобретают всё большую популярность в HR-среде и применяются HR-ми как эффективный инструмент развития, обучения, оценки, диагностики персонала.
Преимущества деловой игры от других видов обучения заключается в том, что участники погружаются в игровую ситуацию, которая с определенной точностью моделирует процесс принятия решений в реальной рабочей обстановке. Во время деловой игры участники общаются с коллегами, принимают решения, достигают определенных результатов и имеют возможность извлечь уроки из полученного опыта.
Руководители и эйчары разных компаний, применяющих бизнес-игры в развитии персонала, поделились с «HR по-русски» своими кейсами:
— Какие HR задачи можно решать с помощью бизнес-игр?
— Какие преимущества и недостатки бизнес-игр по сравнению с другими методами развития персонала?
8 кейсов о применении бизнес-игр для развития персонала.
Наталия Шалыгина, заместитель директора по работе с персоналом «Инфосистемы Джет».
Бизнес-игры дают возможность в упрощенной форме рассмотреть рабочие кейсы и отработать навык решения сложных задач. Главное преимущество этого подхода в том, что за основу можно брать любой рабочий процесс, например, обыгрывать наиболее часто встречающиеся проблемы в том или ином отделе, а это отличная тренировка soft-skills для сотрудников. Но, к сожалению, далеко не всегда навык, полученный в рамках бизнес-игры, переходит в активный.
Необходимо помнить, что деловая игра — один из инструментов оценки или развития умений работника. После отработки навыка в рамках придуманного кейса сотрудник должен транслировать полученные знания на реальную работу.
Мы в «Инфосистемы Джет» используем формат бизнес-игр для симуляции работы над сложными кейсами в рамках проектной деятельности. При этом менеджеры проектов играют свою реальную роль, а менеджеры по продажам исполняют роль заказчика. Такой подход помогает нам отрабатывать большое количество возможных ситуаций и находить достаточное вариантов для решения. Также наш HR-отдел часто использует мини-версии бизнес-игр в рамках оценки кандидатов на входе и в обучении и развитии менеджеров.
Я считаю, что практически любою проблему или сложность в работе можно и нужно выводить в плоскость деловой игры. Такой формат может помочь участникам посмотреть на ситуацию с новой стороны и проработать разные варианты развития событий. Кстати, очень помогает менять участников ролями и давать им возможность почувствовать себя в другой роли (например, делать из менеджера проектов заказчика, а из менеджера по продажам — менеджера проектов).
Максим Хомяков, руководитель проектов по развитию компетенций «Леруа Мерлен».
В «Леруа Мерлен» применяются бизнес-игры, связанные с изучением товара и практики обслуживания клиентов. Бизнес-задача этих игр – научить участников зарабатывать. Поскольку наша сфера деятельности – это ритейл, научиться зарабатывать для нас это научиться эффективно обслуживать покупателей. А чтобы успешно продавать, необходимо изучить товар и методики обслуживания.
Наши бизнес-игры подчинены именно этим целям. Главный недостаток бизнес-игр в том, что их сложно масштабировать в рамках крупной компании, такой как «Леруа Мерлен», передавать участникам команд, в которых роль ведущего играет не разработчик игры, а другой специалист.
Сценарий игры, если он не содержит огромного количества деталей, не может дать полное представление ведущему обо всех нюансах. Создавая сценарий, разработчик игры нередко основывается на знаниях, которые есть только у него. Поэтому, даже если сценарий содержит дословный скрипт для ведущего, человеку, у которого нет всего объема знаний разработчика, будет сложно освоить свою роль, что будет иметь влияние и на участников. Других недостатков, на мой взгляд, нет.
Достоинства бизнес-игр очевидны: они позволяют научиться принимать решения в ситуациях, максимально приближенных к тем, с которыми сотрудникам придется столкнуться в реальной работе.
Одна из основных рекомендаций заключается в том, что бизнес-игра должна быть разработана так, чтобы участники понимали, зачем она им. Если сотрудники видят, какие навыки они могут развить, принимая участие в игре, они с удовольствием в нее играют и рекомендуют коллегам. Прозрачность цели напрямую влияет на скорость преодоления барьера недоверия, который неизбежно возникает у сотрудников, впервые принимающих участие в бизнес-игре.
Если игра разработана в соответствии с этой рекомендацией, сотрудники понимают, что это сделано для них, принесет им пользу, и участвуют в игре с удовольствием. Вторая рекомендация – у игры должны быть простые правила, и их не должно быть много, чтобы человек с ходу понял, что от него требуется. И третья рекомендация – сотрудников необходимо готовить к игре, объясняя, зачем им участвовать в ней именно сейчас.
В «Леруа Мерлен» есть своя разновидность игры «Монополия». От прототипа в ней взяты основные правила. Так же, как в «Монополии» в ней используется бумажная платформа с разными зонами. Участники бросают кубики, делают ходы и попадают в определенную зону, у которой есть своя стоимость и задание.
Выполнив задание, участники зарабатывают определенное количество игровых денег. В этом заключается цель игры, а чтобы заработать больше денег, необходимо знать товар и знать алгоритм обслуживания клиентов. Глубина заданий разная, в зависимости от стоимости поля, и сотрудники с удовольствием принимают в ней участие.
Также у нас есть игра «Пройди болото». Для этой игры необходима аудитория, в которой обозначается игровая зона. В игре одновременно принимают участие два человека из соперничающих команд. Задача – как можно быстрее пройти болото, в котором есть «кочки». Попадая на «кочку», игрок должен выполнить задание.
Задача команд – помочь игроку выполнить задание. Если оно выполнено правильно, игрок делает шаг вперед. Поскольку задания основаны на реальных ситуациях, сотрудники понимают, в чем цель игры, и с удовольствием в нее играют. Возможность выиграть, быстрее «пройти болото» с помощью команды, делает игру динамичной и придает ей интерес.
При разработке бизнес-игр я опираюсь на детские игры. У детских игр есть два преимущества.
Первое – они интересны и увлекают участников, даже если они играют в первый раз.
Второе преимущество – у детских игр простые и понятные правила, что позволяет не тратить много времени на объяснения.
И наконец, простые правила позволяют проводить игры даже без участия тренера. В качестве примера такой игры можно привести всем известную «бутылочку». Эта игра подходит, к примеру, для отработки возражений и ответов. Допустим, человек, на которого указывает горлышко, задает возражение, а тот, на кого указывает донышко, отвечает.
Дальнейшая игра строится уже на умении игроков аргументировать, «заваливая» соперника. Эта игра практически не требует участия модератора. При разработке игр целесообразно задействовать современные технологии.
Использование мобильных устройств вместо распечатанных на бумаге правил, использование цифровых каналов, компьютерного обучения, — все это придает игре дополнительную привлекательность и облегчает восприятие для участников, активно пользующихся этими средствами в повседневной жизни.
И наконец, при разработке игры необходимо знать ответы на вопросы: что она даст тебе как тренеру, что она даст компании, и что – сотрудникам.
Станислав Куликов, Директор по консалтингу, Руководитель направления «Развитие персонала и внедрение изменений» в компании ЭКОПСИ Консалтинг.
Бизнес-игры применяются достаточно широко для разных задач бизнеса. Работают на следующие задачи:
— Необходимо сделать симуляцию нового/ внедряемого процесса/ процедуры.
-Необходимо создать развивающий опыт, «оживить» сухую теорию, например, тема «Финансы для не-финансистов» хорошо раскрывается через настольную или компьютерную симуляцию по управлению предприятием.
-Через метафору игры дать возможность участникам увидеть свои неэффективные установки, действия и тд. Например, все знают о необходимости ставить измеримые и понятные цели, но в игре этого не делают.
— Дать возможность участникам почувствовать ситуацию из принципиально других ролей: клиента, подчиненного, смежника и тд. Полезно для переосмысления рабочего поведения.
— Игра создает возможность командного взаимодействия, которое можно оценить, обсудить и сделать полезные выводы в рабочую практику Иногда игры используются компаниями для формирования эмоционально позитивного контекста.
Достоинства бизнес-игр:
— Увлекательный формат, который как правило обеспечивает высокую вовлеченность участников. Людям интересно играть.
— Диагностика — в игре с высокой степенью вероятности проявятся типичные неэффективные модели поведения участников. То, о чем люди знают, но не делают. Например, признавая важность помогать «внутреннему клиенту», в игре выстраивают барьеры, скрывают информацию, не делятся избыточным ресурсом и т.д.
— Наглядность и простота. Можно достаточно просто и понятно смоделировать сложные рабочие процессы. Эксперимент – игра дает возможность безопасно поэкспериментировать с разными моделями поведения. Цена ошибки в игре не высока.
— Обучение через действие – участники сначала получают опыт, потом рефлексируют и переводят полученный опыт в теорию/ алгоритмы, что дает больший эффект от обучения
Недостатки бизнес-игр:
— Простота и наглядность с одной стороны является сильной стороной бизнес-игр, с другой стороны упрощение реальности может не учитывать сложных нюансов деятельности участников и создавать иллюзия, что в реальности все так просто.
— Увлечение яркой и увлекательной «формой» в ущерб содержанию. Поэтому бизнес-игра требует качественного разбора и переноса выводов в бизнес контекст.
— Невозможность применить полученные выводы в рабочей реальности. «Виртуальность» игры не может на 100% воссоздать интересы и задачи участников из их рабочей практики.
Поэтому в работе, погрузившись в привычную для себя систему взаимоотношений и производственных показателей, люди не всегда могут использовать то, чему научились делать в игре.
Кейсы проведенных игр.
Разработана и проведена игра по внедрению методологии DevOps для IT специалистов крупного Российского банка.
Цель игры – продемонстрировать, как с помощью методологии и качественного взаимодействия между специалистами ИТ можно улучшить показатель Time to market (скорость выведения продукта на рынок) разработана и проведена игра «Out of the Box» для крупного розничного банка.
В последствии выведена в «тираж» и многократно проводилась в разных компаниях из производственной и проч сфер. Цель игры – профилактика silo mentality – узкофункционального мышления.
Игра моделирует работу производственного предприятия с несколькими производственными и сборочным цехами. В условиях изменений, давления времени, процедур взаимодействия, которые усложняют коммуникацию, участники должны обеспечить выпуск продукции и продать ее клиенту за максимально возможную цену на рынке.
Александр Рагиня, исполнительный директор Synergy Management System.
Обучение и развитие персонала – важнейшая задача для любой компании, с этим мало кто спорит. Вопрос только в том, как именно помогать сотрудникам становиться эффективнее?
Один из самых распространенных способов обучения – тренинги. Во всем мире бизнес ежегодно тратит на них около 400 млрд долларов. Тренинги популярны, в том числе среди наших партнеров и клиентов. Но мы часто слышим от них, что ожидания от таких программ редко оправдываются.
Причина понятна: на тренингах мотивируют и рассказывают о новых методиках, но сотрудники просто не успевают освоить их, и предсказуемо возвращаются к привычным методам работы.
Бизнес-игры – принципиально иной подход. Моделирование реальных ситуаций помогает оттачивать бизнес-навыки через практику, и это гораздо эффективнее. Игровая форма и соревновательный эффект обеспечивают максимальное вовлечение участников в процесс.
Использование бизнес-игр и симуляторов – это общемировой тренд. Например, симуляторы используют в США на многих программах MBA. Мы уверены, что за бизнес-играми и симуляторами будущее, поэтому запустили серию чемпионатов по стратегии Synergy Management Game.
Турниры проходят на базе бизнес-симулятора Stratagam, который разрабатывался в течение 1,5 лет командой опытных управленческих консультантов. В симуляторе тысячи вариантов развития событий, в основе которых лежит динамика изменений реальных рынков.
Как и в жизни, в Stratagam нет единственно верной стратегии, зная которую, можно выиграть. Каждый ход нужно принимать стратегические решения: определять ценовую политику, запускать новые производства, рассчитывать объем инвестиций в бренд и многое другое.
Мероприятие длится два дня, и за это время участники развивают множество полезных навыков: формируют стратегию развития, анализируют рынки, изучают ключевые формы финансовой отчетности. Все это они делают в команде, что тоже крайне полезно. Причем мы комбинируем виртуальную и реальную составляющую: на турнире присутствуют профессиональные финансисты, которых нужно убедить проинвестировать именно в ваш проект.
Переговоры с инвесторами – важнейший навык. У нас уже участвовали топ-менеджеры Faberlic, ЛитРес, Schaeffler, DEAC и других компаний. Участникам очень нравится, чемпионаты буду регулярными. Будем рады новым участникам!
Александр Славинский, бизнес-тренер и игротехник, декан факультета экономики и управления РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина
За более чем 10-летний опыт проведения своей авторской бизнес-игры «Стратегия развития предприятия в конкурентной среде» в компаниях топливно-энергетического комплекса, космической и высокотехнологичных отраслей РФ, я увидел, что применение игровых технологий наиболее востребовано руководителями компаний в следующих целях:
• Оценка потенциала руководителей среднего и высшего звена.
В игровом формате собственник бизнеса может увидеть как руководитель принимает решения, как коммуницирует с коллегами, как ведёт себя в команде и какую командную роль сам для себя определяет. Максимальная приближенность бизнес-игры к реальной рабочей ситуации позволяет увидеть модели поведения руководителей, оценить их управленческие навыки и умения, и, в конце концов, понять кто справится с поставленными задачами.
• Обучение топ-менеджеров.
В рамках бизнес-игры участники могут потренироваться в стратегическом планировании развития компании, опробовать новые инструменты и приёмы в управлении предприятием и, что не мало важно, совершая при этом ошибки, которые не ведут ни к каким финансовым и производственным потерям — игровая среда позволяет пробовать новое, реализовывать самые смелые управленческие решения без реального ущерба предприятию. Бизнес-игра — это тренажер для управленцев, как тренажер для лётчиков в учебном центре, всё абсолютно безопасно.
• Создание единой команды из опытных управленцев.
Создать команду из линейных руководителей дело не из легких. А создать команду из опытных и матёрых топ-менеджеров задача сравни геройской. Не секрет, что порой вместо того, чтобы идти к общей цели, достигать плановых показателей, руководители высшего звена могут заниматься внутренней конкуренцией, выяснением отношений и доказыванию друг другу «кто круче» и чьё мнение правильнее. И бизнес-игра позволяет пройти этап «притирки» команды топ-менеджеров в игровом процессе, и не тратить на это реальное рабочее время. Хорошо спроектированная бизнес-игра выявляет конфликты между участниками на ранних этапах, показывает разногласия и противоречия. Таким образом к концу игры руководители выходят на третью стадию формирования команды «нормализация отношений и выход на эффективное взаимодействие».
Артем Ступак, бизнес-тренер по развитию эмоционального интеллекта (EQ), типологии поведения людей DISC и мотивации персонала, преподаватель кафедры управления трудом и персоналом РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина
В настоящий момент бизнес-игры всё чаще применяются в корпоративном бизнес-обучении. И тому есть логическое объяснение, бизнес-игра одновременно выполняет несколько HR-задач, а именно: в процессе игры можно оценить свой персонал, составить кадровый резерв, сплотить коллектив, обучить навыкам (хорошо спроектированная игра всегда включает в себя несколько функций), ну и, безусловно, развлечь и подарить массу положительных эмоций.
Для HR-службы бизнес-игры имеют два основных преимущества:
• Оценка реальной модели поведения человека.
Классическое собеседование или интервью по компетенциям, безусловно, могут дать необходимую информацию о потенциальном сотруднике, но как убедиться как именно он будет действовать в тех или иных ситуациях?
Тем более, что совершенно очевидно, что любой нормальный человек всегда осознанно или нет будет показывать на собеседовании свои сильные стороны, а HR-менеджеру необходимо понять человека со всех сторон, постараться увидеть все грани его личности. И качественно проведённая бизнес-игра может помочь человеку раскрыться: конфликтные ситуации, противоречиво развивающееся сочетание событий, ограниченное время, не очевидные факторы влияющие на принятие решения — всё это провоцирует кандидатов на «снятие маски» и проявления своих истинных моделей поведения, знаний, навыков и умений.
• Использование бизнес-игры в составе ассессмент-центра.
Чем больше инструментов оценки применяет HR-менеджер, тем точнее будет оценка способностей и навыков кандидата.
Один из эффективных вариантов комплексной оценки руководителей среднего и высшего звена: собеседование, интервью по компетенциям, диагностика по типу поведения DISC, оценка мотивационного профиля, уровня развития эмоционального интеллекта, специализированная бизнес-игра, в которой проверяются практические навыки кандидата и реальное поведение в конкретных моделируемых ситуациях, которые важны именно для Вашей компании.
Особенно важно, что в процессе игры Вы можете проверить точность предыдущих методов оценки, сопоставить полученные данные, увидеть уровень развития всех навыков кандидата в действии. Безусловно, такой подход трудозатратен и дорог, но чем больше факторов Вы учитываете при оценки кандидата, тем выше вероятность расставить «правильных» людей на правильные позиции в компании, и «докрутить» свою систему мотивации персонала, чтобы учитывать индивидуальные особенности, как минимум, ключевых сотрудников.
Ксения Горбунова, директор по рекрутменту и развитию бизнеса SQ-Team.
Называют разные причины популярности бизнес игр в современном корпоративном мире. Кто-то связывает их с теорией поколений. Другие отмечают усталость от информационного потока и необходимостью сотрудникам переключиться от рабочих задач. Кто-то считает, что игры отсылают участников в приятные воспоминания о детстве и азарте.
В формате игры можно емко донести информацию при адаптации новых сотрудников компании, эффективнее провести оценку, выстроить коммуникации между департаментами, повысить и улучшить навыки. Игра не заменит полноценное обучение, но может стать отличным дополнением, который запомнится участникам и упростит процесс адаптации в компании.
Мы занимаемся разработкой именно настольных (не онлайн) игр. Как показывает наша практика настольная игра для является наиболее востребованным форматом. Сотрудники устают от огромного количества информации онлайн и виртуального общения, в котором мы проводим больше и больше времени (в одних только социальных сетях американские ученые насчитали 5,5 лет жизни для среднестатистического пользователя). Возможность сесть за один стол с коллегами, взять в руки карточки, погрузиться в игровую механику и специфику своей компании, пообщаться и посмеяться вместе – это то, что нужно.
Наш базовый игровой продукт – настольная игра Скажи_HR. Версия именно для HR на русском и английском языках. Представьте, перед вами игра, где нужно объяснять коллеге слова из вашей общей реальности — будь то индакшн для экспата в коллективе или воронка кандидатов для клиента в высокий сезон.
Недостатком многих бизнес-игр является их сложность и продолжительность по времени. Некоторые игры длятся по 4-8 часов, со сложными правилами и дорогостоящим процессом организации.
Разрабатывая игру, мы стремились сделать её понятной и ёмкой. Объяснение правил не занимает больше 5-7 минут. Использование фасилитатора игрового процесса может сделать игру полезней, но и это необязательно. Участники, прочитав правила, могут и сами управлять процессом.
На базе Скажи_HR мы разрабатываем настольные игры для наших клиентов. Основные цели этих игр – адаптация и оценка персонала, использование как инструмента внутреннего и внешнего HR бренда, проведение корпоративных турниров. Игра может быть разработана для компании любой индустрии. На начало 2019 года мы выпустили игры для фармацевтики, производства, розницы, ИТ рынка.
Готовый проект — это инструмент для решения многих задач. Одна из них выстраивание коммуникаций между департаментами – часто сотрудники соседних отделов не представляют, чем занимаются коллеги или мало взаимодействуют между собой (например, IT и бухгалтерия).
Игра помогает погрузится в единую терминологию компании и говорить на одном языке. Одинаково ли вы понимаете, например, популярный сейчас термин agile? Или как в компании называется служба персонала – Human Resources или People Organization? Сотрудники часто используют специфические для компании слова, но по факту понимают их значение далеко не одинаково. А игра позволяет это исправить.
Элина Царенкова, тренинг-менеджер международной сети настольных игр «Мосигра».
Бизнес-игры — эффективный инструмент для HR-менеджеров. Кроме того, сейчас популярность набирает геймификация.
Это не удивительно: увлекаться игрой — естественный процесс для человека. Например, дети с помощью игр учатся коммуницировать с окружающими, пробуют разные модели поведения. Для них это интересный и легкий способ постижения мира. Предложите ребенку выбор: порешать примеры или поиграть — понятно, что он выберет. Взрослые зачастую действуют также: саботируют трудоемкий процесс обучения, но с радостью включаются в игру.
Традиционные бизнес-игры можно разделить на два типа.
В первом случае участникам задаются определенные условия и цель, которую нужно достичь. В процессе тренер или руководитель следит, как каждый себя проявляет, каким путем достигает поставленной цели: один может быстро сдаться, другой — оказаться решительным, хотя на работе строил из себя «тихую мышку».
Во втором случае участник должен чему-то научиться, сделать какое-то открытие и потом экстраполировать полученное знание на свою работу. Оба типа могут быть крайне полезны, если все делать правильно.
Для бизнес-игр решающий фактор — профессионализм тренера. Но даже самый способный тренер не отменяет того факта, что участники всегда берут в расчет наблюдателя и ведут себя соответствующим образом. В этом смысле настольные игры более удобны: в них тоже есть цель, правила, взаимодействие игроков, но нет фигуры «надсмотрщика».
Участники не чувствуют, что их проверяют, расслабляются и ведут себя естественно, просто стараясь выиграть. Вы сразу видите, как люди общаются, какие решения принимают. Важно обращать внимание именно на косвенное поведение, а не на то, что человек делает по условиям самой игры.
Где применимы настольные игры в компании?
Во-первых, в обучении персонала, тренировке конкретных навыков, адаптации новых сотрудников, отборе кандидатов на нужную позицию.
Во-вторых, в совместном досуге, когда нужно устроить корпоратив, расслабиться и пообщаться. В-третьих, для того, чтобы настроить всех на одну волну, стереть грань «начальник-подчиненный». Это особенно актуально перед важными переговорами. Многие из моих знакомых, кто попробовал применить этот способ объединения команды, отмечали, что переговоры после этого прошли намного удачнее, чем обычно.
Умение воздействовать на мнение окружающих проявляется в ролевых играх, где необходимо склонить людей на свою сторону. Например, «Сопротивление», «Заяц», «Сенсация». Компетенции, связанные с командной работой и лидерством, — в кооперативных играх, где группа людей играет против игры. Подойдет и простой детский «Волшебник Изумрудного города», и серьезная взрослая «Это моя война».
Аналитическое мышление потребуется в любой ресурсной стратегии, предполагающей, что человек должен просчитывать свои действия на несколько шагов вперед, анализировать ход игры и действия противников. Хорошие примеры игр в этом случае: «Марко Поло», «Конкордия», «Викинги» (скоро выйдут), «Колонизаторы», «Поселенцы».
Оценить умение искать и правильно интерпретировать информацию поможет квест. Например, «Квест-история: нераскрытые дела», «Exit». Что касается межличностного общения и построения отношений, здесь можно взять игры на ассоциации, конкурентные игры: «Индейцы», «Мистериум», «Имаджинариум», «Игра престолов», «Спартак». Наконец, концептуальное мышление проявляется в играх на сбор фигур, например, в «Убонго».