Производственные процессы с каждым днем все больше автоматизируются. А сотрудники, вынужденные изо дня в день подчиняться правилам, превращаются в безропотных исполнителей. О том, как взбодрить коллектив и заставить команду креативить, обсуждали на конференции «Базовые стратегии», организованной Школой Бизнеса «Синергия» и ГК «Институт Тренинга — АРБ Про».
В век внедрения высоких технологий найти исполнителей – не проблема!
Крупнейшая компания по производству йогуртов, полностью автоматизировав конвейер, «окупила» его за полтора года! Оборудованию, каким бы дорогим оно ни было, не требуются больничные, пособия по ДМС и на переработку «железяка» не жалуется.
Так почему тогда HR-директора не перестают уповать на кадровый голод?
«Нужны идеи и их инициаторы, — отвечает эксперт по стратегическому планированию и экономическим сценариям Сергей Макшанов.
Как одна коробка «изменила» будущее компании
Безынициативность наемных работников эксперты форума рассмотрели на примере опыта компании Adobe– разработчика программного обеспечения.
Согласно внутреннему опросу 94% сотрудников тяготели к новым продуктам и разработкам, однако предложений не делали.
Причины просты: не было свободного времени, ограниченный доступ к ресурсам (несмотря на существование корпоративной программы по инновациям, надо было оформить кучу бумажек для оформления предложения), отсутствие пошаговой инструкции.
«В итоге руководство Adobeвыдало каждому желающему сотруднику по красной коробке. Внутри – шариковая ручка, две пачки стикеров, записная книжка, шоколадный батончик, подарочная карта Starbucksна 10$, банковская карта на 1000$, которые можно было потратить без согласования с руководителем и пошаговая инструкция на два дня, — делится аналитик направления «Стратегическое планирование» Роман Копосов. – Оказалось, что у каждой из этих вещей есть важное применение. Например, подарочная карта в кофейню — это повод для сотрудника сменить обстановку, а деньги на карточке оказались необходимы, чтобы пройти особый «тренинг», описанный в инструкции».
Любопытно, что ни один из обладателей чуло-коробки не спустил финансы на поездку в Лас Вегас. Зато больше половины предложили дельные идеи, которые компания смогла реализовать.
Геймификация и гибкая занятость…
Среди других трендов в мотивации персонала эксперты отметили регулярное обучение и нестандартные подходы к решению рядовых задач.
К примеру, такие компании как Герофарм, Bonduell, AlvisaGroup, SplatGlobal практикуют создание обучающего контента для новичков самими же сотрудниками, а также геймификацию (решение задач в игровой форме – прим.ред.).
«При этом, статус и престиж занимаемой вакансии уходят на второй план. Если раньше финансовая мотивация была превалирующей для женщин, а мужчины были готовы работать на «статусной» позиции за меньшие деньги, то сейчас зарплаты и финансовая устойчивость компании являются основными факторами «стараться на работе», — продолжил Роман Копосов. – А вот новой формой мотивации стал гибкий график».
Что за зверь? Глава департамента человеческого капитала
Кардинально выросла и значимость директора по персоналу. В компании Stalogistic, осуществляющей грузовые перевозки, эта позиция даже называется по-другому – глава департамента человеческого капитала.
Председатель совета директоров Сергей Капустин уверен, что чем эффективнее отбор, тем ниже затраты на мотивацию. Вот уже несколько лет как в Stalogistic практикуют «многоступенчатый отбор персонала».
«Это и стандартные этапы: интервью, защита кандидатом технического задания, получение отзывов с предыдущих мест работ, так и наше особенное задание. Мы просим ознакомиться с корпоративными документами и политикой до joboffer, а также пройти психологический тест, — поделился опытом Сергей Капустин. – Ведь если хоть один пункт человека не устраивает с точки зрения морали, то мы уже не сработаемся».
Топ-менеджер уверен, что важно находить близких по духу людей, разделяющих и ценящих корпоративную культуру. «Только такие увидят в компании возможности развития, как себя, так и корпорации в целом», — заметил спикер.
Любопытно, но факт!
9 из ТОП-10 самых дефицитных профессий в России относятся к «синим воротничкам»: сварщики, слесари, грузчики, сборщики.
Рейтинг «дефицитности»:
- Врач — нехватка в 64 из 75 регионов, проанализированных сайтом HeadHunter
- Сварщик – 28 регионов
- Слесарь – 27 регионов