Дистанционные медосмотры водителей: как они будут проводиться

0
210
медицинский осмотр сотрудников

Дистанционные медосмотры — это реальность. С сентября 2023 года такую проверку смогут проходить водители. О правилах дистанционных медицинских осмотров, используемом при этом оборудовании, категориях водителей, к которым нововведения не относятся рассказали эксперты Профсоюза работников торговли и услуг.

С осени 2023 года вступят в силу три документа, которые будут регламентировать проведение дистанционных медосмотров водителей. Это ФЗ от 29.12.2022 №629-ФЗ, Постановление Правительства от 30.05.2023 №866 и Приказ Минздрава от 30.05.2023 №266н.

Как будут проводить дистанционный медосмотр водителей

Прежде всего водитель должен будет подтвердить свою личность при помощи биометрических сведений. Это может быть видео либо запись голоса. Если организация намерена собирать и передавать их через медизделие, от работника понадобится письменное согласие. Водителей, которые не оформлены по трудовым договорам, идентифицируют через медицинскую организацию.

Врач осматривает видимые кожные покровы водителя. При помощи ПАК (система, состоящая из программного обеспечения и аппаратного обеспечения, которые взаимодействуют между собой) измеряют температуру, давление, пульс, показатели уровня алкоголя в выдыхаемом воздухе. По итогам обследования медработник оформляет заключение в электронном виде. Водители, которые проходят медосмотры дистанционным образом, должны минимум дважды в год проходить химико-токсикологические исследования очно, специалисты будут смотреть наличие или отсутствие запрещенных веществ.

У медицинского работника, который проводит дистанционный медосмотр, должно быть высшее либо среднее профессиональное образование. Также он обязан повысить квалификацию по программам дополнительного профессионального образования в объеме не меньше 36 часов. Процесс врачебного осмотра нужно снимать на камеру, видеозапись хранится не менее 30 дней.

Телемедицинские технологии

Согласно Закону №323, для оказания медпомощи разрешено применять специальные программно-аппаратные комплексы (ПАК), которые обеспечивают: информационное взаимодействие врача и пациента, а также медработников между собой; идентификацию водителей и подтверждение их личности; запись действий при консультациях, дистанционных наблюдениях.

ПАК должны четко идентифицировать личность работника, чтобы медицинский осмотр вместо него не проходил другой человек. Также эти комплексы должны дистанционно передавать информацию о состоянии здоровья водителей; передавать видео; обеспечивать соблюдение требований к обработке персональных данных.

К ПАК для дистанционных осмотров можно отнести ноутбук или компьютер, куда устанавливается специальное ПО, устройство для медосмотра, манжета для проверки давления, набор мундштуков, блок питания и кабели.

В реестре Росздравнадзора зарегистрировано несколько ПАК для дистанционных медосмотров. Работодатели могут купить их или арендовать.

Кто не сможет пройти медосмотр дистанционно

Несмотря на нововведения, некоторые категории водителей по-прежнему должны будут проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры в очном формате. К таким относятся водители, которые занимаются перевозками организованных групп детей — например, водители школьных автобусов, перевозчики опасных грузов, водители междугородних маршрутов (расстояние от 300 км).

Технологии дистанционного медосмотра применяются там, где у работодателей или заказчиков нет возможности отправлять водителя на диагностику ежедневно в медицинские учреждения, имеющие лицензию, или приглашать квалифицированных медработников на рабочие места. В качестве примера можно привести службы такси, удаленные рабочие места (вахты, малонаселенные территории).

К ежедневным медосмотрам перед рейсом, сменой, после рейса и после смены допускаются люди, которые работают с источниками повышенной опасности (автомобильный транспорт, электроустановки, подземные шахты, опасные вещества, объекты с высокой напряженностью трудового процесса) — это могут быть диспетчеры наземных служб гражданской авиации, ж\д транспорта, объектов электроэнергетики, экипажи самолетов гражданской авиации.

Кто вправе проводить дистанционные медосмотры

У организации в обязательном порядке должно быть право на выполнение работ по предсменным, предрейсовым, послесменным и послерейсовым медицинским осмотрам. Эта информация должна быть обозначена в приложении к лицензии медучреждения.

Кроме этого, информация о медицинских работниках, проводящих медицинские осмотры с использованием медицинских изделий, должна быть внесена в ЕГИСЗ (единая государственная информационная система здравоохранения).

 

Как проводятся дистанционные медосмотры

Весь процесс можно обозначить как ряд определенных действий:

  • Идентификация работника при помощи видеокамеры.
  • Проведение визуальных и инструментальных исследований. К первым относится общение с работником по видеосвязи: медработник оценивает адекватность ответов, связность речи, состояние зрачков водителя, его моргание, состояние кожи. Инструментальное обследование включает в себя анализ выдыхаемого воздуха, измерение температуры, тонометрию.
  • Анализ результатов. Медик оформляет заключение о том, можно ли допустить работника.
  • Принятие решения о допуске водителя. Врач ставит ЭЦП (электронную цифровую подпись) в путевом листе.
  • Информирование работодателя. Ему перенаправляются результаты осмотра.

Работодатель должен обеспечить возможность формирования реквизитов путевых листов, указав, что медосмотр проведен дистанционно с ЭЦП медработника. В путевом листе с 1 сентября 2023 года необходимо будет прописывать СНИЛС, серию, номер, дату выдачи водительского удостоверения. Также с этой даты будет разрешено оформлять один путевой лист на один рейс, если его продолжительность превышает рабочий день.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here