Москва, 20 июня 2018
Международная рекрутинговая компания Hays опубликовала результаты исследования мотивации и удовлетворенности работой профессионалов в России – Motivation&Job Satisfaction Report. Результаты исследования, посвященные сверхурочной работе, балансу работы и личной жизни, атмосфере в коллективе, уровню заболеваемости сотрудников, снижению уровня рабочего стресса и профессиональному выгоранию.
87 % профессионалов работают сверхурочно и только 12 % из них получают за это компенсацию согласно ТК РФ
• 52 % респондентов основной причиной переработки указали отсутствие ресурсов для делегирования задач;
• 31 % сотрудников считают, что руководство никак не помогает им справиться со стрессом на работе;
• 57 % респондентов за последние три года задумывались о смене деятельности, а 48 % думали о перерыве в карьере.
Атмосфера в коллективе, уровень заболеваемости сотрудников, баланс работы и личной жизни, снижение уровня рабочего стресса и профилактика профессионального выгорания – эти и другие насущные проблемы продолжает исследовать международная рекрутинговая компания Hays в России.
В феврале и марте 2018 года она опросила 3600 респондентов: 3114 профессионалов и 486 работодателей –представителей российских и международных компаний.
Скачать полный текст исследования можно здесь.
Work-lifebalance и сверхурочная работа
Соблюдение баланса между работой и личной жизнью является одним из главных факторов мотивации.
79 % работодателей отмечают, что за последние три года сотрудники стали больше обращать на него внимание. При этом 37 % из них говорят, что ничего не делают, чтобы помочь своим работникам этот баланс соблюдать.
В то же время работодатели заявляют, что 29 % из них дают возможность работать удаленно или обеспечивают гибкий график работы, 8 % оптимизируют процессы таким образом, чтобы сотрудники не перерабатывали, а 7 % контролируют рабочее время и график отпусков.
87 % профессионалов работают сверхурочно. Из них почти треть – 29 % – перерабатывают на 3-5 часов в неделю, 21 % респондентов приходится задерживаться на работе на 6-10 часов в неделю и еще 20 % перерабатывают 1-2 часа в неделю.
Только 7 % сотрудников не видят необходимости задерживаться, а 1 % заявили, что перерабатывать им не разрешает работодатель. Основной причиной переработок больше половины профессионалов – 52 % – считают отсутствие ресурсов для делегирования задач. 29 % отметили слишком большое количество задач, а 24 % – невозможность делегирования задач, поскольку никто, кроме них, не в состоянии с ними справиться.
При таком высоком уровне сверхурочной работы почти половина профессионалов – 46 % – заявили, что в их компании не принято ее как-либо компенсировать. 26 % считают переработки собственной инициативой и даже не обсуждали с руководством возможность компенсации. 20 % сотрудников сказали, что могут прийти на работу чуть позже, если накануне вечером сильно задержались на работе, а 17 % заявили, что в качестве компенсации за переработки имеют возможность взять дополнительный выходной.
В то же самое время 45 % работодателей заявляют, что переработки сотрудников компенсируются согласно ТК РФ, 35 % говорят, что их работники могут взять дополнительный выходной, и еще 34 % согласны на то, что после задержки на работе сотрудник может прийти в офис попозже. 19 % работодателей считают переработки личной инициативой и компенсацию не обсуждают, а 14 % заявляют, что возможность сверхурочной работы проговаривалась заранее и сотрудник шел на нее осознанно.
При этом треть респондентов – 32 % – положительно относятся к переработкам и готовы работать сверхурочно, если это будет каким-либо образом компенсироваться.
Еще 21 % профессионалов будут считать переработки нормальным явлением, если есть возможность получить повышение, бонусы или какие-нибудь другие поощрения. 12 % сотрудников категорично отрицательно относятся к сверхурочной работе, а еще 29 % относятся отрицательно, но другого выхода выполнять все поставленные задачи в установленные сроки не видят.
Стресс на работе и уровень заболеваемости сотрудников
15 % респондентов оценили свой уровень рабочего стресса на 8 баллов из 10.
Самую высокую оценку в 10 баллов дали 6 % сотрудников, и еще 9 % профессионалов считают, что испытывают 9-балльный стресс. 14 % сотрудников оценивают свой стресс на 7 баллов, и только 4 % стресс почти не испытывают и определяют его в 1 балл.
Основным фактором стресса являются размытые границы обязанностей: их отметили 42 % респондентов.
29 % сотрудников сказали, что испытывают стресс из-за давления со стороны руководства, 28 % – из-за того, что некому делегировать задачи, а 26 % считают, что причиной стресса является рутина. 15 % профессионалов считают источником стресса слишком высокий уровень ответственности, а 7 % – недозагруженность.
При таком высоком уровне стресса треть профессионалов – 31 % – заявили, что их настоящий работодатель никак не помогает с ним справиться. Это подтверждают только 4 % работодателей, которые говорят, что ничего не делают, чтобы снизить уровень стресса.
В тоже самое время 42 % профессионалов указывают, что их руководитель дает возможность открыто обсудить проблемы, при этом 68 % работодателей считают, что позволяют это своим сотрудникам. 70 % работодателей считают, что следят за графиком отпусков своих работников, но только 25 % профессионалов с ними согласны. 15 % респондентов считают, что их текущий работодатель создает комфортные условия для работы и отдыха в офисе, и намного больше работодателей – 27 % – считают свой офис таковым.
19 % работодателей никогда не слышали об измерении уровня заболеваемости сотрудников (Illnessrate). 56 % компаний о нем слышали, но его не замеряют, и только 25 % следят за этим уровнем.
При этом только треть работодателей – 31 % – обеспечивают своих работников добровольным медицинским страхованием для того, чтобы сотрудники меньше болели, 18 % пропагандируют здоровый образ жизни и спорт, 8 % обеспечивают корпоративные медицинские осмотры, также 8 % разрешают работать из дома, а 10 % компаний не делают ничего.
Профессиональное выгорание и смена рода деятельности
Текущее положение вещей привело к тому, что 2/3 респондентов – 79 % – заявляют, что за последние три года сталкивались с профессиональным выгоранием своих коллег, друзей и знакомых.
С ними согласны 67 % работодателей, которые наблюдали это в своих коллективах. Работодатели считают, что выгорание может быть связано с высокой нагрузкой и переработкой (83 %), а также с недостатком мотивации (76 %) и давлением со стороны руководства (58 %).
Высокий уровень стресса на работе заставляет сотрудников задуматься о смене сферы деятельности. За последние три года больше половины респондентов – 57 % – думали об этом.С ними согласны и их работодатели – 68 % из них заметили такую тенденцию среди своих сотрудников. 34 % профессионалов считают, что открыли в себе талант к другой деятельности, 28 % разочаровались в профессии, а 26 % решили заняться собственным бизнесом.
Почти половина респондентов – 48 % – задумывались не только о смене деятельности, но и вообще о перерыве в карьере. При этом подобные настроения заметили только 33 % работодателей. 33 % профессионалов заявили, что такие мысли появились из-за самой работы, которая перестала приносить удовлетворение, 18 % жалуются, что не хватает времени на себя и свои увлечения, а 16 % не чувствуют, что делают что-то полезное. 13 % волнуются за собственное здоровья из-за высокого темпа работы, а 13 % респондентов не хватает времени на свою семью.
Респонденты не только думают об изменениях в собственной жизни – они готовы предпринимать конкретные шаги. 63 % профессионалов увольнялись и искали новую работу в другой сфере, 53 % меняли сферу деятельности, 34 % делали перерыв и уезжали путешествовать, а 27 % начинали свой бизнес.
Лояльность и удержание персонала
Существует ли лояльность к работодателю?
Основные причины ухода сотрудников в российских компаниях. 56% не видят перспектив и возможности карьерного развития. 53 % не удовлетворял уровень оплаты труда. И на третьем месте (40%), причина увольнения — из-за личности руководителя.
Что может удержать сотрудника от увольнения?
Более высокая заработная плата, повышение должности, интересные проекты, релокация за рубеж, расширение бонусного пакета и гибкий график.
Материальные и нематериальные факторы мотивации и демотивации персонала.
Что мотивирует персонал:
Материальные факторы мотивации:
- Достойное денежное вознаграждение.
- Бонусы за выполнение целей (KPI).
- Медицинское страхование (ДМС)
Нематериальные факторы мотивации:
- Профессиональный рост и развитие.
- Личность руководителя.
- Разноплановые и интересные зада
Что демотивирует персонал:
Материальные факторы демотивации:
- Низкий уровень оплаты труда.
- Несвоевременная выплата зарплаты.
- Отмена и сокращение бонусов и премий.
Нематериальные факторы демотивации:
- Некомпетентный и неэффективный управленческий состав.
- Недружелюбная корпоративная культура.
- Личность руководителя.
О компании Hays
Haysplc (далее «Группа») – мировой лидер в сфере рекрутмента. Мы являемся специалистами по поиску и подбору квалифицированного персонала по всему миру и занимаем лидирующую позицию на рынках Великобритании, континентальной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки. Группа оказывает услуги клиентам различного профиля, как частного, так и государственного сектора, занимаясь подбором кадров для работы на постоянной, контрактной и временной основе. По состоянию на 30 июня 2017 года Группа насчитывает 10 000 сотрудников, которые работают в 250 офисах на 33 рынках по всему миру, охватывая 20 специализаций.
В России компания Hays представлена с 2009 года. На сегодняшний день компания насчитывает более 200 человек. Офисы Hays в России функционируют в Москве и Санкт-Петербурге. За 8 лет успешной деятельности мы помогли тысячам людей найти постоянную или временную работу в различных областях бизнеса.
Более подробную информацию о компании можно узнать на сайте hays.ru.