Екатерина Ивлева, СЕО digital-платформы Finassessment, СЕО Финансовой академии Актив.
Эксперт-консультант в сфере тестирования профессиональных навыков финансовых специалистов. Мастер организации корпоративного обучения финансовых специалистов и управленцев.
Специалисты называют пандемию коронавируса “черным лебедем”. Это понятие стало широко известно после того, как его впервые описал в своей книге Нассим Талеб. Оно означает очень редкие события повлиявшие на ход истории, спрогнозировать которые было невозможно. К ним относятся теракты 11 сентября, Мировой экономический кризис, появление Интернета и другие события.
И хотя сам Нассим Талеб в комментарии Bloomberg называет коронавирус белым лебедем и говорит о том, что если бы люди не проигнорировали предупреждение о возможном распространении вируса, пандемию можно было бы предотвратить. Но отрицать значительность последствий нанесенных коронавирусом точно никто не будет. И нам нужно приспосабливаться к изменениям в ведении бизнеса и работы с человеческими ресурсами.
Сосредоточение средств в бизнесе
Влияние пандемии негативно сказывается на бизнесе и экономике и приводит к потерям, к которым никто не был готов.
Их можно разделить на 4 группы:
- потери от роста рисков;
- потери от ухудшения ситуации в мире;
- потери от закрытия границ на карантин;
- цепная реакция от предыдущих трех пунктов.
Рынок и предпочтения клиентов меняются с каждым днем и это является стимулом для компаний, которые борются за свое выживание.
Сегодня компании могут оценить новые возможности работы, некоторые владельцы и ТОП-менеджеры отмечают, что продуктивность удаленной работы выросла. Сотрудники заинтересованы в сбережении рабочих мест и уделяют максимум внимания качеству своих показателей труда.
Особую популярность сейчас на уровне со службами доставки, маркетплейсами и производителями видеоигр ощущают компании-производители платформ и инструментов для онлайн обучения и работы.
Самое время для пересмотра своей команды
В условиях карантина экономия для многих в приоритете. Например, компании видят возможность сэкономить на аренде помещений. Но это только с одной стороны так, с другой же, построение удаленной работы — это дополнительная статья расходов. И дело даже не в компьютере и доступе к интернету. Обеспечение безопасности работы с данными, контроля доступа, выбор правильного сервера и многое другое необходимо для функционирования компании и удаленной работы. Конечно, это все влечет за собой большие материальные затраты.
Оценив все возможные пути экономии на функционале, внимание переходит к сотрудникам. Персонал рассматривается как один из основных ресурсов компании. И этим ресурсом нужно грамотно управлять. Сотрудник, чья эффективность не соответствует темпам работы компании, наносит убытки, которые вдвойне ощутимы в период кризиса.
Правильное сокращение персонала
Если в компании приняли решение сокращать штат, лучше сделать это единожды за небольшой промежуток времени. Иначе, частые и небольшие сокращения только добавят паники в коллектив и еще больше демотивируют сотрудников.
Как правильно отобрать сотрудников для сокращения удаленно?
В 2018 году к нам обратились владельцы агрокомпании с филиалами в разных частях страны, с целью оптимизировать отдел казначейства. Чтобы объективно определить кандидатов на увольнение и не потерять ценных сотрудников.
Были специально собраны тесты по таким направлениям: налогообложение, финансовый менеджмент и МСФО.
Всего в отделе работало 60 человек, вместо необходимых 38.
После тестирования 22 сотрудника с наихудшими результатами были уволены: из них 16 — получили низкие баллы и 6 — не только не смогли дать правильные ответы, но и пытались найти их в процессе тестирования.
Также, для 13 сотрудников, которые показали низкий уровень знаний были подобраны программы для повышения квалификации от Финансовой Академии Актив. Оставшиеся 25 сотрудников показали высокие результаты и остались в штате.
Важно понимать, что работа с коллективом не может строиться на эмоциях или экономии. Ваши сотрудники — ваш самый ценный ресурс для эффективной работы компании и только комплексный подход к взаимодействию с ними может принести хороший результат.
Раскрывать потенциал сотрудников, непредвзято оценивать их профессиональные навыки и универсальные компетенции — это то, что поможет найти и удержать профессионалов.