Как HR рассказать о кейсе на конференции

0
295
Как HR сделать доклад

Артем Гусев, основатель бюро подготовки публичных выступлений «Глагол»Рекомендации от тренеров по публичным выступлениям, как превратить удачный (или не очень) проект в интересное и полезное для аудитории выступление.

Артем Гусев, основатель бюро подготовки публичных выступлений «Глагол».


Кейс — благодатный формат для выступления. У спикера сразу много фактуры: истории, итоги, цифры, скриншоты переписок, документы.

При этом рассказ о кейсе часто становится сухим докладом. Информативным, с таблицами и итогами. Но такой доклад требует усилий от аудитории, чтобы разобраться и применить опыт спикера.

За последние несколько лет мы в бюро «Глагол» помогли подготовить 200+ выступлений-кейсов. И по итогу выделили четыре рекомендации, которые помогут сделать кейс не выжатым отчетом, а настоящим выступлением: понятным, удобным для восприятия и применимым для слушателей. Такая речь поможет HR не только поделиться опытом, но сделать шаг к личному бренду или бренду компании.
Кейс — благодатный формат для выступления

Убедиться, что кейс применим для аудитории

Частая проблема кейса — спикер делится специфическим опытом и не адаптирует его под реалии слушателей. Например, на конференции, где собираются HR из компаний с 100-200 сотрудников, спикер рассказывает об автоматизации и решениях для многотысячной команды. Перед слушателями стоят совсем другие задачи, поэтому выступление спикера для них будет неактуально.

Применимым кейс делает вопрос: «Сможет ли аудитория перенести мой опыт в свою работу?» Если да, то слушатели будут заинтересованы. Если нет, выступление получится бесполезным или даже прозвучит как продажа себя или компании.

Сделайте вывод из вашего опыта универсальным для всех слушателей, чтобы они могли повторить успех или не совершить тех же ошибок. А максимально прикладным кейс сделают гайды, инструкции, чек-листы, которые слушатели могут сфотографировать или скачать прямо на выступлении.


  • Не делать выводов из кейса, просто рассказать, как было.
  • Помочь слушателям применить ваш опыт: выбрать показательный кейс, упаковать его в инструкции, гайды.

Выровнять контекст

У экспертных выступлений есть тенденция: спикеры сразу проваливаются в детали, которые будут интересны только узким специалистам. Если это профильная конференция, то это будет уместно. Если аудитория смешанная (как это чаще бывает), то выступающий сразу теряет слушателей, не погруженных в тему.

Еще до подготовки контента важно понять, насколько слушатели разбираются в том, о чем вы будете говорить. В этом поможет анализ аудитории. Подумайте, кто будет вас слушать, что они уже знают по теме, с какими проблемами сталкиваются. Если у вас нет ответа, уточните у организаторов, на кого они таргетируют мероприятие, какие темы актуальны для гостей.

Это не означает, что нужно упрощать материал под новичков или избегать тонкостей. Попробуйте в начале выровнять контекст — как бы привести всю аудиторию к одному уровню понимания проблемы.

Как можно выровнять контекст:

  • показать эволюцию трендов,
  • дать хронологию событий, что за чем происходило,
  • рассказать кратко, как устроена отрасль сейчас,
  • дать базовые правила, которые уже хорошо знакомы специалистам,
  • показать историю решения проблемы: как было раньше, что уже пытались делать.

Например, спикер рассказывает о том, как автоматизировать процесс найма в 2021. Если в аудитории только прожженные HR из IT-компаний, то можно начинать сразу с главного. Если аудитория более широкая — предприниматели, менеджеры, HR из малого и среднего бизнеса — то в начале полезно дать общий обзор, с чего начиналась автоматизация, какие ошибки допускали раньше, что сейчас в тренде, а что считается дурным тоном. Такое пятиминутное интро помогает и настроить контакт с теми, кто разбирается, и быстро погрузить новичков, чтобы они поняли спикера дальше.


  • Начинать сразу с цифр, деталей, инструкций.
  • В начале выровнять контекст, чтобы разные слушатели оказались примерно на одном уровне понимания.

Говорить об ошибках

Рассказывать антипримеры может быть немного неудобно. Но они помогают развеять ореол экспертности, показать, что спикер — такой же человек, как и слушатели в зале. Не бойтесь говорить о том, какие ошибки вы допустили и как бы вы их избежали в следующий раз.

Еще один плюс от антипримеров — они расширяют эмоциональный диапазон выступления. Слушателям интересно воспринимать рассказ, когда он разный. Если настроение меняется от «мы были на вершине» до «это была ошибка года», аудитория будет больше вовлечена.

Например, спикер рассказывает о том, как компания расширяла HR отдел. Можно говорить только о том, как успешно запустился процесс и что помогло его поддерживать в условиях дефицита ресурсов и бюджета. А можно раскрыть и неудачные решения и их последствия — так у слушателей появятся еще и «антиинструменты», как не надо делать.

можно раскрыть и неудачные решения и их последствия


  • Говорить только о том, что получилось.
  • Не бояться говорить об ошибках, рассказывать и о правильных решениях, и о неправильных.

Добавить эмоции

Бывает так, что спикер хочет сделать выступление максимально нейтральным и безопасным. Отсюда появляются общие формулировки, которые и так всем понятны.

Не бойтесь давать ваши личные оценки и интерпретации. Они помогают сделать выступление более живым. Расскажите, как вы чувствовали себя во время запуска продукта. Или опишите состояние вашей команды. Дайте честную ремарку, что это ваше личное мнение — и озвучьте его.

Что еще помогает сделать речь эмоциональной:

  • демонстрация продукта,
  • примеры,
  • истории успеха или провала,
  • истории пользователей.

Слушатели идут на мероприятие за пользой, деталями и цифрами. Но такие крючки помогают упростить восприятие и сделать речь запоминающейся.


  • Говорить только «по делу» — без личных эмоций, историй, примеров.
  • Рассказывать, показывать, вовлекать эмоционально.

Поделитесь своим опытом в комментариях: что еще, по вашему мнению, важно учесть спикеру, когда он рассказывает на конференции о своем опыте?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here