Наталья Целищева, пресс-секретарь университета «Синергия».
Молодые люди всё чаще высказывают желание иметь шестичасовой рабочий день, всё реже готовы к бесплатным стажировкам и предпочитают офису «удалёнку» или фриланс. Мы поговорили с участниками ярмарки вакансий в университете «Синергия», чтобы узнать, как за последние несколько лет изменился портрет юного соискателя, какими критериями руководствуются выпускники при выборе работодателя и какими «плюшками» последние привлекают в свой штат поколение Z.
«Просыпаюсь рано утром и первая нахожу заказы, или заказы находят меня. Идеальный работодатель – это заказчик с чётким ТЗ», — описывает работу мечты студентка первого курса Юлия Перминова. Девушка планирует развивать свой блог по графическому дизайну. «Пять дней в неделю ездить в офис – это не моё», — признаётся она.
Студентка четвёртого курса факультета психологии Ольга Головина больше всего ценит в удалённой работе возможность самостоятельно строить свой график, а студент факультета индустрии спорта Сергей Седельников главным критерием при выборе вакансии считает возможность совмещать работу и учёбу. «Вакансия мечты – та, где ты можешь развивать свои личные качества, и это поспособствует твоему карьерному росту», — говорит он.
Важен для ребят и образ будущего руководителя. «Честный в отношениях с сотрудниками», «адекватный», «понимающий», «помогает расти по карьерной лестнице», «уважает мой труд и ценит своих сотрудников», «заинтересован в моем развитии и обучении», «может подсказать и помочь», «готов пойти навстречу», «делится опытом, чётко ставит задачи», — так описывают молодые соискатели «идеального» начальника.
Мнение работодателей
«Представители поколения Z менее лояльны к работодателю, чем представители предыдущих поколений, — отмечает разницу между соискателями менеджер по найму и брендингу рекрутинговой компании Antal Russia Ренета Креславская.
«Сегодня молодые люди не выбирают одну профессию на всю жизнь, готовы постоянно учиться чему-то новому и даже радикально менять специализацию, — соглашается с коллегой менеджер молодежных карьерных проектов Правительства Москвы Ксения Забейворота.
Чтобы юный работник не ретировался после стажировки или испытательного срока, а затраты на адаптацию и обучение окупились сторицей, важно сформировать у него желание расти и развиваться в конкретной компании. Поэтому перед работодателем стоит небанальная задача: не только грамотно замотивировать, но и правильно интегрировать новичка в рабочий процесс и корпоративную культуру.
«Поколение Z любит и ценит быструю обратную связь, поэтому важно поддерживать с ними постоянный диалог и разговаривать на равных, подробно поясняя, что и зачем мы делаем, — делится опытом общения с молодыми сотрудниками Ренета Креславская. — Стажёры активно вовлекаются в работу и примеряют на себе весь должностной функционал. А для новичков вне зависимости от наличия опыта мы ежемесячно организуем Newcomer School: знакомим со структурой компании, продуктовым портфелем, проводим тренинги для глубокого погружения в рабочий процесс».
«Мы любим поколение Z за их яркость, индивидуальность и креативность мышления. Ребята приходят толковые, замотивированные на работу, — рассказывает L&D специалист рекламной коммуникационной группы Publicis Groupe Анастасия Дира. — Для студентов последних курсов у нас действует программа «Кислород». Условия стажировки предполагают наличие наставника, позволяют выбрать степень загрузки исходя из графика учебы и способствуют развитию soft и hard skills. А еще «Кислород» – это тёплое дружеское сообщество, в котором участники поддерживают друг друга и делятся опытом».
«Главная проблема при взаимодействии студентов и выпускников с работодателями – несоответствие ожиданий и реальности, – считает руководитель Центра карьеры университета «Синергия» Елена Андрюшина. – Часто компании, открывая набор даже на бесплатные стажировки, ожидают увидеть у кандидата наличие хотя бы минимального опыта. Студенты же при полном отсутствии опыта рассчитывают после получения диплома быстро найти работу по специальности, желательно сразу с высокой зарплатой».
Впрочем, порой даже самые смелые ожидания бывают оправданы. Всё больше работодателей готовы вкладываться в молодых сотрудников временем, деньгами и другими ресурсами. Так, представители трёх опрошенных компаний единодушно сошлись в необходимости оплаты стажировок.
«За 40 часов в неделю стажеры получают 43 000 рублей (gross), за 20 часов в неделю – 23 800. Ребята выполняют серьезные и ответственные задачи, руководят проектами и трудятся наравне со штатными сотрудниками. Поэтому мы рады дать молодым специалистам возможность получать вознаграждение за их вклад в развитие Москвы», — говорит Ксения Забейворота.