Как развивать сильную рабочую этику в новых условиях? Как отличить таких потенциальных супергероев на этапе интервью? Как свести к минимуму отвлекающие факторы современной жизни? На все эти и многие другие вопросы отвечает Ольга Безматерных, HR-директор TexTerra, эксперт в подборе, найме, адаптации, мотивации и развитии персонала.
Как развивать сильную рабочую этику в новых условиях?
Нужно понять, что всем сейчас сложно и сотрудникам нужна поддержка. Вместо жесткости, директивности и требовательности, нужно проявлять бережное отношение друг другу.
Мы в TexTerra придерживаемся трех принципов взаимодействия с сотрудниками — паритет, открытость и парадигма win-win, когда от сотрудничества выигрывают обе стороны. Мы на равных с клиентами, партнерами, равенство и во взаимоотношениях сотрудников — никто не выше, и никто не ниже.
Для того, чтобы эти принципы развивать, мы разработали свод правил и норм общения для каждого отдела. Следуем им и улучшаем их. Периодически проводим обучение и тренинги. Работаем в пространстве open spacе, где границы размыты и все открыты друг к другу. Стараемся создать атмосферу открытости и доверия при решении проблем, разрешении конфликтов.
Каждый наш сотрудник знает, что любой вопрос можно решить в рамках группового обсуждения, когда на фасилитацию приглашаются люди из разных отделов, с разными компетенциями, знаниями и опытом. Мы собираемся, обозначаем повестку, назначаем модератора и ищем решение вместе. Тем самым мы оказываем поддержку, которая сейчас очень важна, демонстрируем сотруднику, что он не один и что ему готовы помочь. Участникам фасилитации такое вовлечение дает ощущение значимости. Крайне важно на этих обсуждениях быть бережным к чувствам друг друга, избегать токсичности.
Как меняются неформальные роли в коллективе в новых реалиях? Как держать эти изменения под контролем?
Часто под влиянием обстоятельств лидеры снимают с себя ответственность, а те, кто были в тени могут неожиданно проявить себя в качестве эффективных менеджеров. Если такие изменения происходят в положительном ключе, то это новый повод для радости.
Здесь важно уметь слышать каждого сотрудника и формировать обстановку открытости, поддержки для управления изменениями. Если появление новых неформальных ролей вредит конкретным членам команды, то в открытом диалоге, групповом общении можно найти решение, удовлетворяющее интересам всех сторон.
Что отличает тех сотрудников, которые способны на супергеройство в эпоху перемен?
На мой взгляд, супергерой сейчас это тот, кто может оставаться стабильным, спокойным, управлять своим эмоционально психическим состоянием, оказывать поддержку самому себе и другим.
Как отличить таких потенциальных супергероев на этапе интервью?
В последнее время мы задаем себе этот вопрос довольно часто. Обращаем внимание на мягкие навыки. Сейчас они имеют приоритет над жесткими навыками, потому что когда бизнес находится в состоянии нестабильности, важно оставаться производительным, находить в себе ресурсы спокойно работать и оставаться психологически устойчивым.
На этапе интервью мы задаем вопросы, которые помогают нам эти мягкие навыки выявить. Моделируем гипотетические ситуации, задаем вопросы и предлагаем на них ответить. По тому, как человек говорит, можно понять, готов ли он к изменениям, готов ли брать на себя ответственность.
Мы также используем социально психологические тесты. Выбрали те, которые максимально релевантны нашим требованиям и перед тем, как принять итоговое решение, предлагаем кандидату пройти тестирование. Помимо этого, собираем фидбэк от предыдущего руководителя.
Как свести к минимуму отвлекающие факторы современной жизни?
На сегодняшний день, главный отвлекающий фактор — это происходящее в мире, новостной фон. Соответственно, мой совет — свести к минимуму чтение новостей, которые повышают тревожность. Даже если вы вынуждены следить за новостями и это часть работы, рекомендую ставить четкие цели перед чтением и фокусироваться на них. Суть в том, чтобы ограничить экранное время.
Сейчас даже в соцсетях в основном обсуждают мировую новостную повестку. Поэтому, лучше ограничить использование соцсетей и поберечь свое психическое здоровье. Договоритесь сами с собой о том, сколько минут в день вы готовы тратить на активности в соцсетях.
Поставьте себе этот ограничитель и старайтесь следовать ему. Четкое и детализированное планирование с постановкой цели на день также помогает свести к минимуму отвлекающие факторы. Чем четче спланирован день, наполнен конкретными задачами, тем меньше шансов расфокусироваться на отвлекающие факторы.
Если вас отвлекают всплывающие окна, оповещения, отключите их и изолируйте себя на время исполнения задачи. Сознательное замедление рутины — это еще один способ стать более сосредоточенным и успокоить мозг.
Хорошо работает и техника концентрации, при которой перед выполнением задачи мы договариваемся с самим собой о времени на ее исполнение. В целом, концентрация внимания — это способность, которая показывает, как прокачен наш мозг ведь его тоже можно качать как мышцу.