Проблемы российской ИТ сферы обсудили участники круглого стола

0
349
электронные курсы для обучения персонала

ИВМиИТ открывает новые направления магистратуры, посвященные информационным технологиям и робототехнике. Поможет ли очередная попытка высшей школы решить проблемы ИТ-отрасли, какие задачи ставят ведущие компаний индустрии и смогут ли они решить за счет этого свои кадровые вопросы. Об этом говорили представители HR сферы и руководства Института.

Проблемы российской ИТ сферы В Казани состоялся круглый стол, на котором представители ИТ-сферы высказали директору ИВМиИТ КФУ (бывшего факультета ВМК) свои пожелания к подготовке молодых специалистов и рассказали, как справляются со своими кадровыми проблемами. Общая ситуация по набору молодых сотрудников выглядит так: компания берет молодежь сразу после вуза и «дорабатывает» ее под свои задачи. На это требуется до полугода, Например, Юлия Лунина, директор по развитию IBR (вендор 1С в Татарстане), объясняет:

— Ребята приходят из вузов не совсем с пустой головой, но нам под наши задачи приходится развивать у них предметную часть. Один молодой специалист подготавливается к работе в компании от месяца до шести. Если, к примеру, он решит развиваться в сторону разработки, нам порой приходится учить его языку программирования, потому что его, скорее всего, не проходят в вузе.

Наталья Кириллова, представлявшая Ак Барс Цифровые технологии, рассказывала о сходной схеме «подготовки» кадров:

— Мы всегда готовы обучать молодежь. Проводим «интенсивы» с вузами, берем ребят на стажировки. Но у выпускника вуза практически нет технической подготовки, и поэтому на первом плане для нас софт-скиллы: умение работать в команде и обучаемость. И если это есть, то все в порядке. У нас есть практика «Бассейн». Когда молодежь приходит, мы их не интегрируем в готовые команды. Объединяем ребят в общие команды на три месяца, где их курируют опытные сотрудники. Через три месяца проводим интервью и по итогам присоединяем их в те команды, которые подходят их навыкам и компетенциям.

Наби Ибатуллин, руководитель Neti mobile, отмечает: часто кандидат на вакансию отлично знает теорию, классно отвечает на вопросы, но задачу на понимание алгоритма решить не может, проваливая элементарные аналитические тесты.

Техническая «недоученность» дипломированных специалистов переходит на работодатели, в итоге компания должна тратить время и средства на то, чем, в идеале, должен заниматься ВУЗ.

По данным исследования HeadHunter, средняя зарплата «айтишника» в России с 2019 года выросла с 55 тысяч рублей до 75 тысяч.

Однако всегда ли соответствующий диплом гарантирует хорошую зарплату? Да, если в его портфолио есть хоть что-то, кроме дипломного проекта. При этом очень часто работодатели встречают откровенно завышенные претензии на высокие зарплаты от совсем неопытных специалистов — по сути, те предлагают просто платить им за наличие диплома. Вторая проблема современного российского ИТ: раздутые зарплатные ожидания, которые не всегда соответствуют квалификации специалиста.

Что на рынке вакансий

Рассказывая о современной ситуации на рынке ИТ, Наталья Кириллова говорит, что в середине марта откликов на вакансии в крупных компаниях стало больше. Кандидаты уходили из стартапов, и на первый план для них вышла стабильность и надежность работодателя. Однако уже сейчас ситуация на рынке выровнялась, количество откликов вернулось к уровню начала года. Кстати, по зарплатам рынок тоже стабилен: резкого их роста не замечено, равно как и резкого снижения.

Эльвира Маматова, старший менеджер по работе с пероналом ICL Services, констатирует: “Мы по-прежнему видим рынок кандидата, и люди действительно стараются выбирать стабильные компании. К лету рынок труда в ИТ стабилизировался практически полностью, его не лихорадит. Люди сидят на своих местах, хотя периодически похаживают на собеседования — просто, чтобы выяснить обстановку”.

Готовые решения

Дмитрий Чикрин, директор ИВМиИТ рассказал о двух новых магистратурах института и и пообещал: университет в целом и его институт в частности усилят работу под индустриальных партнеров, чтобы на студенческой скамье готовить квалифицированных специалистов, которых не нужно потом еще полгода «обрабатывать напильником»:

— Есть специальные программы, которые позволяют заранее адаптировать студента к конкретному партнеру. И если будет конкретное указание на то, что не так, то проблему можно будет устранить дешевле и быстрее, сократив срок подготовки специалиста. Мы очень быстро реагируем на обратную связь от наших индустриальных партнеров, и на третьем- четвертом курсе учитываем их предложения учитываем. Уже предусмотрены решения!

По результатам исследований HH рейтинг самых перспективных профессий по мнению родителей для их детей возглавляет программист, аналитик, работник IT сферы (29%), далее идет инженер (16%) и экономист (15%).

Необходимость в специалистах профилей магистратур по беспилотной робототехнике, ИИ и информационной безопасности продиктована сегодня живыми данными рынка труда.

В свою очередь, компаниям предлагается более плотно и внимательно работать с опорными вузами по своей тематике. Кстати, для многочисленных разработок беспилотников и интеллектуальных систем таким вузом как раз является КФУ. И если заявлять свои пожелания, забирать студентов на стажировки, направлять от себя ребят на целевое обучение и уведомлять университет о том, какие именно специалисты и в каких количествах нужны — проблема, возможно, будет решена!

Комментарий сопредседателя Комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям РСПП Андрея Комарова по теме «Анонс правительственных мер поддержки среднего профессионального образования».

«О необходимости введения налогового вычета для компаний, которые занимаются инвестированием в среднее профессиональное образование, говорилось еще в декабре прошлого года на пленарном заседании юбилейного XXX съезда РСПП. Президент Владимир Путин, принимавший участие в обсуждении, тогда четко дал понять, что поддерживает эту инициативу. Сейчас мы видим, что она перешла в активную стадию реализации.

Это говорит о том, что государство готово глобально изменить подход к системе профессионального образования, что на сегодняшний день – крайне важно. Особенно в условиях нехватки квалифицированных рабочих кадров практически во всех отраслях экономики, санкций, ухода крупных компаний, повышения требований к специалистам на   рынке труда. Но сейчас мы столкнулись с тем, что система среднего профессионального образования (СПО) просто не может удовлетворить запрос в рабочих кадрах: уровень их подготовки за последние 30 лет заметно снизился.  Во многом, на это повлияла оторванность образования от реального сектора экономики и серьезное недофинансирование.

Многие компании уже давно осознали эту проблему и начали активно инвестировать в образование, но так как это требует серьезных финансовых затрат, такие инициативы были единичными. Дополнительное налоговое стимулирование для компаний приведет к росту числа вовлеченных в подготовку кадров работодателей и масштабированию уже существующих решений по внедрению новых подходов в системе СПО.

Компании-инвесторы смогут выстраивать образовательные процессы с учетом собственных требований, а значит выпускники будут получать не абстрактные знания, а те, что необходимы на реальном производстве; подготовка специалистов будет вестись точечно, улучшится материальное обеспечение учебных заведений.»

Справочная информация:
Комитет РСПП по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям –постоянно действующий орган Российского союза промышленников и предпринимателей, цель которого – установление конструктивного диалога между бизнес-сообществом, государственной властью, общественными организациями и другими участниками экономических отношений в сфере образования. В числе основных функций Комитета — подготовка предложений и организация содействия Правительству Российской Федерации в создании эффективной системы профессионального образования, содействие российским организациям в выработке механизмов по повышению конкурентоспособности образовательных услуг, создание условий и механизмов для привлечения инвестиций и инновационных технологий в сферу профессионального образования.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here