Порочкин Дмитрий Борисович, общественный уполномоченный по вопросам охраны труда при уполномоченном по защите прав предпринимателей в г. Москве, Генеральный директор Центра охраны труда «НСС Консалт».
Как известно, работодатель несет полную ответственность за жизнь и здоровье своих сотрудников в процессе их трудовой деятельности. Но полноценно и самостоятельно заниматься охраной труда ни один работодатель физически не может, поэтому функцию контроля за соблюдением охраны труда работодатель может возложить на одного из своих сотрудников, а начиная со штатного количества в 50 человек и вовсе организация должна нанять специалиста по охране труда. В данной статье расскажем о роли такого специалиста в компании.
Основные права, обязанности и функции специалиста по охране труда можно найти в статьях 212 и 217 Трудового Кодекса РФ. А также существует еще один важный документ, который полностью должностные обязанности и описывает требования, предъявляемые к специалисту по охране труда — Профессиональный стандарт специалиста в области охраны труда, утвержденный Приказом Минтруда России №274н.
Специалист по охране труда, в первую очередь, это контролирующий орган внутри предприятия, наделенный следующими правами, способными оказывать влияние на всех сотрудников в сфере охраны труда:
- Подготовка распоряжений;
- Принятие решений;
- Участие в протокольных мероприятиях;
- Предъявление требований к должностным лицам;
- Внесение предложений;
- Контроль за исполнением требований.
Его основными обязанностями являются:
- организация и координация работ по охране труда;
- участие в разработке и контроле за функционированием СУОТ;
- участие в разработке системы управления профессиональными рисками;
- контроль за соблюдением на предприятии законодательных актов по охране труда;
- проведение профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- информирование сотрудников о состоянии условий и охраны труда, профессиональных рисках, компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда и пр.;
- контроль за обеспечением сотрудников СИЗ и следит за их исправностью;
- направление на обучение сотрудников в области охраны труда и безопасности;
- проведение вводного инструктажа и контроль проведения инструктажей на рабочем месте, по пожарной безопасности и электробезопасности;
- контроль бюджета в сфере охраны труда;
- участие в работе комиссиях по проведению специальной оценки условий труда, по проверке знаний и требований охраны труда, комиссии по охране труда, комиссии по расследованию несчастных случаев и профессиональных заболеваниях на производстве;
- участие в разработке локальной документации работодателя (приказы, положения, инструкции, договора и пр.);
- участие в проведении всех видов медицинских осмотров;
- контроль за соблюдением требований охраны труда, безопасных приемов и методов работы;
- методическая помощь и консультирование по всем вопросам охраны труда;
- подготовка отчетности по установленным формам.
Зачастую работодатели злоупотребляют своим положением и накладывают на своих специалистов по охране труда дополнительные обязанности, и здесь важно обратить внимание, что специалисты по охране труда в силу множества объективных причин не могут:
- быть назначены ответственными за охрану труда в организации;
- проводить инструктажи на рабочем месте и быть ответственными за стажировки;
- самостоятельно разрабатывать инструкции по охране труда и утверждать их;
- самостоятельно проводить расследование несчастных случаев;
- выдавать наряды-допуски и пр.
Важно понимать, что охрана труда – это в первую очередь система, в которой каждый сотрудник имеет свою роль и обязанности. Рядовые работники должны понимать и видеть, что в системе охраны труда на предприятии задействованы, заинтересованы и работают все руководители и специалисты организации и сам работодатель. Ведь только в такой налаженной системе охраны трруда безопасность будет на высшем уровне.