Особенности рынка тренинговых услуг в России

0
3829
рынок тренингов и коучей

С приходом очередного экономического кризиса многие компании переходят в режим жесткой экономии, чаще всего на том, на чем не нужно: урезают зарплату и премии, экономят на персонале, канцтоварах и прочих мелочах. Но при этом есть и положительный момент: отметаются зачастую действительно ненужные затраты или более серьезно относятся к их выбору. Ранее, когда у фирм было устойчивое финансовое положение, а руководство не всегда было способно принимать рациональные решения, тогда происходили забавные вещи со взрослыми людьми.

Тренинговые услуги пришли в Россию из США. Во многих зарубежных компаниях существует такой штатный специалист, который своим профессиональным взглядом наблюдает проблемы компании со стороны. В некоторых компаниях такой специалист помогает предотвращать и успешно разрешать конфликты, какие-либо предприятия нанимают такого сотрудника для исполнения роли «тайного покупателя», а где-то бизнес-тренер дает свои рекомендации по продвижению сотрудника по карьерной лестнице.

А что у нас на рынке тренингов? Треш!!!

Командообразующие тренинги: прыгнуть с тарзанки, броситься с обрыва в речку, совершить прыжок с высоты в надежде на то, что тебя поймают крепкие и надежные руки твоих коллег. А чаще, совместная «попойка» коллектива на природе.

Тренинги интеллектуального характера: мозговой штурм, сбор всем отделом пазлов на перегонки, разгадывание кроссвордов, сканвордов и прочих загадок.

Тренинги на проверку и развитие стрессоустойчивости, это отдельная песня руководителя и примера унижения сотрудника, которому необходимо кормить семью: выпустить сигаретный дым в лицо собеседнику, выбить стул из-под подчиненного, оскорбить его в лицо и посмотреть на реакцию. Есть не менее поразительные мероприятия: прыжки на рабочих столах, скакание наперегонки на рабочих стульях, пение корпоративного гимна — это, по мнению руководства, формирует позитивный настрой сотрудников компании и вырабатывает командный дух фирмы.

Есть еще два нюанса, о которых особо не принято говорить в России — то, что при так называемом тренинге-обучении, образуется экономия на налоге на прибыль, который можно списать, и то, что возникает так называемый «откатинг», ведь тренинги, особенно по личной эффективности, могут проходить неделями где-нибудь в Испании.

А кем же являются по профессии российские тренеры?

Далеко не всегда профессионалами, психологами и педагогами, чаще всего они могут иметь любую профессию (без опыта в ней) в совокупности со свидетельством о повышении квалификации «бизнес-тренер», 16 часов, но с отличным самопиаром и тщеславием.

Существует еще несколько опасностей для компаний, решившей обратиться к непрофессиональной тренинговой компании:

1. Сотрудники забывают о своих прямых обязанностях, слишком заигравшись «обучением».

2. Фирма, оплатившая тренинг или даже серию тренингов, ожидает какого-то результата в виде роста продаж или конкурентного преимущества в своей отрасли, но этого не происходит.

3. Сотрудники, прошедшие «неправильный» тренинг, начинают переосмысливать не только свою карьеру, но и место в жизни, как следствие, уход хороших специалистов с предприятия.

4. Самое интересное: если тренируется кто-либо из собственников предприятия, он может настолько переосмыслить не только свою жизнь, но и своих подчиненных, что, в конечном итоге, это приводит к необратимым последствиям.

К сожалению, есть еще одна проблема в России, когда происходит подмена понятий — коучинг путают с тренингом, выпуская при этом из внимания консалтинг. А ведь эти три понятия тесно связаны между собой.

Профессиональный «коуч» — большая редкость, он действительно способен мотивировать обучающегося на достижение определенной жизненной или профессиональной цели. Но недаром Россию называют страной «профессиональных непрофессионалов». К неплохой по своей сути идее дополнительного развития (чем вряд ли кто-то занимается в свободное от основной работы время) приклеился ярлык балагана, некомпетентности руководства или элементарного выкачивания денег. Также стоит справедливо заметить, что тематика тренингов в Москве и Санкт-Петербурге существенно отличается по сравнению с провинциальными городами.

Например, если в Москве имеются тренинги на темы «Управление конфликтами», «Основы ценообразования», то для провинциальных городов нередки такие обучающие программы как «Занятие по ораторскому мастерству от Академии Цицерона», игра-тренинг «Денежный поток» устраиваемые «заезжими гастролерами». И стоят такие мероприятия по несколько десятков тысяч за пару дней. Тяжело после окончания Академии Цицерона направить сотрудника прочитать учебник по экономике предприятия или маркетингу.

В данной ситуации радует одно — в условиях экономического кризиса фирмы сократили бюджет на подобные развлечения и задумались о том, что действительно позволит выжить их компании в трудных условиях. Появились потребности в качественных тренингах по повышению продаж в компаниях, развитие личностного роста, проведению эффективных переговоров, привлечению и удержанию клиентов, стратегическому планированию. Компании стали более серьезно относится к выбору тренеров и тренинговых компаний. Рынок стал очищаться от «балаганных» тренеров и тренинговых компаний.

Приятно, что появились заказы на узкоспециализированные темы, например, разъясняющие моменты какого-либо закона или инструкции, нововведения в бухгалтерском учете или налогообложении.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here