Половина средних и крупных компаний, обучающих своих сотрудников, сфокусированы на организацию курсов по финансовому менеджменту и бухучету. Наименее востребованные программы – иностранные языки и массовые коммуникации.
Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса руководителей среднего и крупного бизнеса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в июле 2017 г. совместно с агентством по организации образования за рубежом AcademConsult*.
За последние три года в 65% средних и крупных компаний сотрудники проходили корпоративное обучение (переподготовку, повышение квалификацию, стажировки). Доля таких компаний среди среднего бизнеса практически такая же, как и среди крупного (64% и 67% соответственно). Треть предприятий не отправляли работников на курсы или стажировки за последние три года (33%).
В основном на рынке востребованы образовательные программы по финансовому менеджменту, бухучету и налогообложению (их проходили в 49% организаций) и по трудовому праву и кадровому производству (36%).
Реже обращались к обучению эффективным продажам (23%) и менеджменту (16%). Курсы по маркетингу и тайм-менеджменту были актуальны для 13% предприятий соответственно. HR-технологиям и логистике обучались в 11% организаций, а работе в команде – в каждой десятой.
В ближайшие 2-3 года 10% организаций среднего и крупного бизнеса планируют организовать для сотрудников обучение по языковым программам. Не строят таких планов 83% предприятий.
«Проходили ли сотрудники Вашей компании обучение (программы переподготовки, курсы повышения квалификации, стажировки и т.п.) за счет компании в течение последних трех лет?
«По каким программам проходили обучение сотрудники Вашей компании (за счет компании)?
«Текущее корпоративное образование носит скорее обслуживающий, чем прогрессивный характер. В большинстве компаний оно закрывает потребности развития компетенций для базовых процессов в бухгалтерском и кадровом учете, в продажах.
В случае с бухучетом это продиктовано привязкой к меняющейся законодательной базе, в случае с продажами — динамизмом профессии, — отмечает Людмила Спиридонова, руководитель направления HR-исследований Аналитического центра НАФИ. — Однако с развитием технологий именно базовые процессы автоматизируются в первую очередь».
По ее мнению, в ближайшем будущем рынку корпоративного образования нужно будет предлагать компаниям программы, направленные на компетенции более высокого уровня (менеджмент, коммуникации и т. п.). В отличие от России за рубежом от года к году увеличиваются затраты на корпоративное обучение. Основной рост бюджетов — в сфере технологичных производств и консалтинговых услуг, добавила она.
«В предпринимательстве существует закон — чем больше вооружен, в частности, знаниями и навыками, умением рассчитать и сделать обоснованный выбор, тем больше шансов на успех. Бизнес-образование еще никому не помешало, как в предпринимательстве, так и в выстраивании профессиональной карьеры», — говорит Людмила Дуканич, профессор кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС.
Екатерина Ядова, проректор по дополнительному профессиональному обучению Московского технологического института, руководитель программ MBA Moscow Business School, считает, что рынок бизнес-образования уже сложился.
И наиболее заметные игроки на нем — семинары и курсы повышения квалификации (короткие очные, очно-заочные, заочные программы до 72 часов) и длительные программы профессиональной переподготовки. «Большую долю в длительных программах бизнес-образования играют программы MBA. На рынке семинаров действует большое число чаще некрупных образовательных организаций и есть специализированные, имеющие компетенцию в каком-то реальном сегменте. Например, программы от ИТ-компаний, — констатирует она. — Профессиональной переподготовкой занимаются строго образовательные организации, среди которых довольно много крупных, имеющих в портфеле продуктов еще какие-то программы (даже высшего образования)».
Примечательно, что если на длительных программах ведущую роль играет репутация образовательного учреждения, то на коротких программах (семинарах) крайне важны личность и компетентность преподавателя. Кстати, по данным Русской Школы Управления, ключевым критерием при выборе обучения для самих бизнес-тренеров помимо темы обучения является авторитет преподавателя и лишь затем авторитет учебного заведения.
*Репрезентативный всероссийский опрос представителей российских предприятий проведен НАФИ в июле 2017 г. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий в 8 федеральных округах России. Критерии разбивки предприятий по размеру установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Статистическая погрешность не превышает 4,4%.
**Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов