Меньше эмоций, больше конструктива. В диалоге с увольняемым сотрудником менеджеры по персоналу стали испытывать меньше стресса, апеллируя к статьям ТК РФ и гарантиям соблюдения прав работодателем. В опросе сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob приняли участие представители 1000 компаний из всех округов страны.
По сравнению с 2014 годом кадровики стали чаще говорить о том, что необходимость сообщать сотрудникам об увольнении воспринимают спокойно (26% сегодня и 17% семь лет назад). В подобных диалогах стало несколько меньше неловкости (6 и 11% соответственно) и чувства вины (1 и 3%).
О подготовке к диалогу с увольняемым сотрудником представители работодателей стали рассказывать реже: «Есть утвержденный алгоритм, все в рамках закона». Да и сам процесс подготовки претерпевает изменения: менеджеры по персоналу стали уделять больше времени составлению плана беседы (49% сегодня и 41% в 2014 году), работе с возражениями (22 и 11% соответственно), подбору правовых обоснований (17 и 14%). Несколько чаще кадровики стали стремиться сохранить лояльность увольняемого компании (5 и 2%), собирать информацию о размере компенсации, положенной конкретному сотруднику (также 5 и 2%).
План действий после увольнения: 6 обязательных шагов. Используйте этот шанс изменить свою жизнь к лучшему.
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 232
Время проведения: 18 октября — 29 ноября 2021 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, которым приходилось сообщать сотрудникам об увольнении
Размер выборки: 1000 респондентов
Вопрос: «Что вы испытываете, когда вам нужно сообщить сотруднику об увольнении?» (открытый опрос, у респондентов была возможность указать необходимое количество вариантов ответа)
Вариант ответа | 2021 | 2014 |
Ничего не чувствую, это моя работа | 26% | 17% |
Беспокойство, волнение, дискомфорт, напряжение | 18% | 17% |
По-разному | 12% | 12% |
Сожаление, жалость | 10% | 16% |
Неприятные ощущения | 9% | 8% |
Неловкость, смущение, стыд | 6% | 11% |
Облегчение | 5% | 4% |
Сочувствие, сопереживание | 4% | 5% |
Грусть, горечь | 4% | 3% |
Страх | 2% | 2% |
Вину, угрызения совести | 1% | 3% |
Уверенность в правоте | 1% | 2% |
Ответственность | 1% | 2% |
Другое | 6% | 10% |
Затрудняюсь / не хочу отвечать | 3% | 5% |
Вопрос: «Готовитесь ли вы обычно к разговору, в котором вам нужно сообщить сотруднику об увольнении?»
Вариант ответа | 2021 | 2014 |
Да, готовлюсь | 55% | 64% |
Нет, не готовлюсь | 45% | 36% |
Вариант ответа | Все | HR-менеджеры, которым приходилось сообщать сотрудникам об увольнении | |
несколько раз | много раз | ||
Да, готовлюсь | 55% | 56% | 54% |
Нет, не готовлюсь | 45% | 44% | 46% |
Вопрос: «Как именно вы обычно готовитесь к разговору, в котором вам нужно сообщить сотруднику об увольнении?» (открытый опрос, у респондентов была возможность указать необходимое количество вариантов ответа)
Вариант ответа | 2021 | 2014 |
Продумываю диалог, составляю план беседы, подбираю слова | 49% | 41% |
Изучаю и формулирую причины увольнения | 29% | 31% |
Просчитываю возможные возражения и последствия увольнения | 22% | 11% |
Подготавливаю документы, собираю ссылки на законы | 17% | 14% |
Собираю информацию об увольняемом от его руководства и коллег, изучаю личное дело | 12% | 11% |
Стараюсь уменьшить стресс для увольняемого, подбираю корректные формулировки, сообщения о трудовых достижениях увольняемого | 10% | 17% |
Собираюсь с духом, готовлюсь морально | 7% | 9% |
Составляю советы для увольняемого, пытаюсь помочь с дальнейшим трудоустройством | 7% | 5% |
Собираю информацию о размере выплат и компенсаций увольняемому | 5% | 2% |
Стараюсь сохранить лояльность увольняемого компании | 5% | 2% |
Собираю факты о нарушениях и ошибках в работе, допущенных увольняемым | 2% | 8% |
Выбираю подходящее время для беседы | 0% | 2% |
Другое | 13% | 8% |