В чем первопричина несовершенства программ корпоративного обучения?
По мнению специалистов — в нежелании большинства представителей этого направления испытать на себе продукты, которые они предлагают другим.
Вряд ли кто-то из нас решился бы пойти в ресторан, зная, что его шеф-повар никогда не пробует свою пищу на вкус. Потому что тогда почти наверняка мы получим то, что никак не соответствует ожиданиям. Во время одного из своих выступлений известный ресторатор Бобби Флай (Bobby Flay) сказал, что для него рецепт — это всего лишь перечень базовых рекомендаций; а чтобы достичь исключительности вкуса, нужно дегустировать блюдо в течение всего процесса приготовления.
Почему же тогда специалисты по корпоративному обучению не хотят посещать курсы, которые проводятся для персонала компании? Как без этого можно убедиться в исключительности «вкуса» корпоративных учебных программ?
Вот три вопроса, которые были поставлены группе специалистов в сфере организационного обучения:
— Проходите ли вы регулярно курсы, предоставляемые в электронном формате?
— Регулярно ли становитесь участником традиционных учебных программ?
— Работаете ли сейчас с наставником, чтобы повысить свой профессиональный уровень?
Интересно, что лишь единицы ответили «да». А если предлагалось посетить 24-часовую аудиторную программу, большинство спрашивало — нет ли чего-то более короткого (хотя это типичная продолжительность внутреннего тренингового курса).
Но почему бы профессионалам в области организационного обучения не стать «дегустаторами» своих программ?
Проходя один из курсов, его разработчик/менеджер может испытать на себе методологию, которая используется. А это всегда возможность глубже понять опыт людей, которые обучаются — осознать сущность их потребностей и почувствовать на «собственной шкуре» давление и проблемы, с которыми они сталкиваются.
После окончания разработки курса, обязательно следует проверить, будет ли курс работать.
Для этого нужно ответить на несколько вопросов?
• Отвечает ли поставленная учебная цель поставленной задаче обучения, определенной на этапе анализа потребностей?
• Отражает ли обучающий курс реальную ситуацию?
• Учтены ли уровни знаний и навыков, необходимых для достижения учебной цели?
• Будет ли выбранная методика оценки знаний показывать реальное достижение целей?
• Покажут ли выбранные метрики достижения целей мотивированного и немотивированного слушателя?
Как правило, при этом менеджеры по обучению делают для себя «открытия», которые касаются следующих аспектов электронного обучения:
1. Последовательность изложения материала.
Нередко последовательность содержания курса очень хорошо выглядит в презентации, которую делает его разработчик.
Однако, если посмотреть на это с точки зрения участников программы, становится понятно: порядок размещения отдельных элементов контента практически всегда требует корректив. Нет проработанной «траектории обучения» в курсе.
2. Уровень знаний обучающихся.
В основном, содержание учебных программ рассчитывается на более низкий уровень знаний, чем тот, который реально имеют его участники (например, это может касаться курсов по изучению нормативных требований, продуктовых линеек). Но если же менеджер по обучению пройдет курс, он поймет, как можно эффективнее использовать знания, которыми уже обладают его участники.
3. Продолжительность обучающего курса.
Во многих случаях, определяя временные рамки курса, мы руководствуемся определенными «сакральными» (хотя необязательно реалистичными) предположениями. Почему-то считается, что аудиторные программы должны длиться от одного до пяти дней; вебинары — 60 или 90 минут, модуль курса категории «e-learning» — от 30 минут до 2 часов.
Практически доказано что 4 курса по 15 минут эффективнее, чем один курс длительностью в час. Представьте, что вам нужно просмотреть 1-2 часовую презентацию, видеолекцию от начала до конца. Легко ли это сделать?
К сожалению, очень часто планируются временные рамки курса еще до того, как в полной мере определится его содержание, не говоря уже о том, что иногда вообще не принимается во внимание конкретная ситуация, в которой находятся его участники.
Не начинайте делать курс до тех пор, пока у нас нет всего учебного материала и программы курса.
4. Разнообразие элементов курса.
Обучение – это трудоемкий и длительный процесс. Для того, чтобы облегчить процесс и увеличить эффективность обучения, необходимо сочетание различных инструментов:
— сочетать различные типы умственной активности: смотреть, слушать, читать, писать, отвечать, решать;
— комбинировать простые и сложные задачи или кейсы для оптимальной учебной нагрузки;
— комбинировать самостоятельно обучение, занятия с преподавателем, коллективные проекты (кейсы), общение с другими слушателями;
— комбинировать push и pull материалы, когда часть информации дается курсом, а другую часть слушатель должен найти и усвоить самостоятельно.
— книги, блоги, подкасты, видео, инфографика, сторонние курсы — все это создает разнообразный, интересный и эффективный учебный процесс, в который человек может погрузиться с головой.
5. Практика — самая важная сторона обучения.
Одной из важнейших составляющих процесса обучения является практика.
Если в курсе нет практических заданий, кейсов, тренажеров, то задайте себе вопрос: какова его цель, нужен ли такой курс?
Электронное обучение дает возможность разработки и применения всевозможных тренажеров: в различных форматах, в различном темпе, с множеством попыток.
Практикумы и тренажеры — наиболее рациональное и эффективное вложение средств в обучение.
6. Мотивация на обучение.
Менеджерами по обучению очень часто не принимается во внимание мотивирование персонала на обучение. Календарный план прохождения обучения является доминирующим. Что очень негативно сказывается на эффективности проведения обучения.
Методы, которые работают в корпоративном обучении:
— самая главная мотивационная мера: обучаемый должен понимать зачем ему нужно изучение курса (цель, знания, навыки, эффект);
— в KPI включается дополнительный коэффициент за успешное обучение;
— рейтинги обучаемых (по курсам, общий), видимые всем сотрудникам или только в учебной группе;
— элементы геймификации (бейджи/значки/достижения) видимые всем пользователям (пузомерки);
— электронное портфолио сотрудника, в котором отмечаются достижения и результаты;
— виртуальные бонусные баллы за прохождение курсов и тестов конвертируемые в реальные призы или бонусы;
— призы, тем кто первым/лучше всех пройдет курс (часто делается в рознице где вендоры спонсируют продуктовое обучение продавцов);
— регулярные рассылки руководителям/обучаемым об успешности обучения (с выделением лучших и худших);
— соревнование между подразделениеями.
7. Технологический фактор обучения.
Также крайне важно определить, могут ли участники курса использовать технологические инструменты, которые являются частью его структуры, легко, не тратя на это лишних усилий и времени. Иначе люди просто не смогут полноценно сфокусироваться на содержании программы. Новый тренд в обучении: мобильное обучение.
Из всего вышеизложенного можно сформулировать три основных элемента организации эффективного электронного обучения:
Элементы организации эффективного электронного обучения:
1. Готовность персонала:
• актуальность;
• декларация целей и инструментов обучения;
• диагностические опросы;
• мотивационные материалы;
• вовлеченность.
2. Активация исследования:
• сценарии, сторитейлинг;
• геймификация;
• дополнительные материалы;
• смешанное обучение;
• социальные активности;
• групповая работа.
• видеоинструкции «Как сделать …» ;
3. Закрепление материала:
• пошаговые инструкции;
• электронные тренажеры;
• визуализация целей;
• лучшие практики и кейсы.
И еще одна очень важная вещь: представители направления корпоративного обучения должны находиться в режиме непрерывного бета-тестирования — активно экспериментировать с новыми технологиями, форматами обучения и подходами к конструированию модулей.
Вот некоторые идеи, которые стоит попробовать:
— Дополненная реальность. Мобильная игра Pokemon Go, которая сочетает в себе реальный и виртуальный миры, быстро захватила десятки миллионов людей. Протестируйте как можно больше программ дополненной и виртуальной реальности и продумайте, какие из них в свое время можно будет использовать в контексте организационного обучения.
— Видео 360. Используя простые приложения или недорогие камеры, сделайте панорамное видео; дайте пользователям возможность поэкспериментировать с ним.
— Микрообучение. Короткие обучающие курсы служат для достижения конкретных производственных целей или для повышения производительности труда в компании. Один модуль направлен на внедрение одного навыка, изменение одной технологической модели, или решает одну производственную проблему.
— Ежедневный коучинг. Определите какую-то привычку, которую необходимо изменить в первую очередь. Найдите среди коллег того, кто бы согласился ежедневно в течение двух-пяти минут поработать над этим вместе с вами. Например, измените привычный для вас способ обработки электронной корреспонденции и попросите своего коллегу ежедневно в определенное время (скажем, в 16:00) понаблюдать — насколько последовательно вы применяете новый подход.
— Внутренняя электронная библиотека, медиатека, база знаний.
Внутренняя электронная «база знаний» в компании дает массу возможностей для развития персонала.
Во-первых, каждый сотрудник обязательно заглянет в «базу знаний» по аналогии с коллегами.
Во-вторых, само чтение или просмотр роликов, курсов, электронных книг погружает в среду обучения.
В третьих, компания может реализовать концепцию самообучающейся организации.Примените технологии для управления самообучением сотрудников.
В четвертых, компания может реализовать непрерывное обучение персонала. Потратив немного усилий и ресурсов создать корпоративную культуру, которая поддерживает непрерывное обучение.
Инфографика:elearninginfographics
Почему собственники должны включать обучение продажам в стратегию развития компании?