Ксения Поплавская,
методолог, тренер, специалист в области развития бизнес-навыков ТО #Шашники.
Перед HR-специалистом стоит сегодня непростая задача – вовлекать: в бизнес-процессы, повышая включенность сотрудников, в образовательные процессы, повышая заинтересованность, к корпоративной жизни, повышая активность. И везде приходится изобретать, искать, придумывать что-то такое, что будет поддерживать любопытство, истинный интерес, лояльность.
Не как панацея, но как возможный инструмент решения задач вовлечения в процесс обучения, выступает концепция Edutainment.
Еще одна концепция? В общем, да. Уникальная? Возможно. Работающая? Вполне.
Разберемся.
Концепция Edutainment.
Это такой симбиоз: education (образование) + entertainment (развлечение) = Edutainment (обучение с увлечением).
В основе заложена современная педагогическая инновация, где за счет поддержания эмоциональной связи с объектом обучения, привлекается и достаточно длительно удерживается внимание обучающихся.
На это работают коммуникационные технологии, определенные психологические приемы, игровой формат, сильный визуальный компонент.
Четыре кита поддерживают включенность обучающихся: это акцент на увлечении, акцент на современность, акцент на игровых подходах к обучению и акцент на развлечении, т.е. обучение через игру.
И это не должно восприниматься как «поверхностность», ведь первой и главной задачей игры – является обучение!Развлечение в данном случае не оторвано от обучения, а через метафоры, визуальные средства, атмосферу дополняет и усиливает его.
Что еще. Функционал тренера как образовательного посредника. У него особая роль. Он не только информирует, расширяют границы знаний вкакой-либо теме, он делится своим увлечением и помогает оценить личную успешность обучающихся.
В концепции Edutainment у тренера, преподавателя есть, скажем так, сверхзадача: провести участника обучения от стадии зависимого, когда обучающийся ориентируется на эксперта с репутацией, заслуживающие доверия; до стадии самонаправленного, когда участник формулирует цели своего процесса научения, используя эксперта как медиатора. Это не что иное, как естественный эволюционный путь саморазвития сотрудника.
Зачем Edutainment HR-ам
Проанализируйте уровень включенности и заинтересованности сотрудников в реализуемом в компании обучении.
Попросите сотрудников ответить на вопросы:
— Вы были увлечены?
— Ваш интерес к обучению был стойким?
— Ощущали ли вы легкость в обучении?
Ведь увлеченность – качественный признак того, что выполняемая деятельность (обучение) ведет к развитию.
— Понаблюдайте как реализуются программы обучения. Возможно, что сложность усвоения материалов тренингов и образовательных программа как раз в том, что учащимся сотрудникам не достает компонентов Edutainment.
Элементы Edutainment можно включать в совещания, стратегические сессии, корпоративные семинары.
Ведь Edutainment это хороший вспомогательный инструмент, позволяющий «переводить» со сложного языка на доступный.
Так, например, для первого этапа изучения одного из бизнес-процессов сотрудниками мы предложили оформить каждый этап этого большого процесса в более мелкий. Дальше из них заготовили пазлы, сложив которые, сотрудники получалиописание этого процесса. Соответственно, задача была собрать этот пазл. Поскольку в пазлах был текст, а не картинка, сотрудники были подведены к тому, что надо обсуждать, дискутировать и искать логику. В итоге такого игрового погружения сотрудники самостоятельно, при помощи ведущего-фасилитатора, обсудили данный бизнес-процесс.
Или такой пример.Основываясь на принципе информативности пространства, оформили офис инфографикой с тезисами обращения главы компании к сотрудникам, которые важно было донести до каждого в компании. Итог: все обращали внимание, останавливались, читали. И это в противовес изданию приказа.
Конечно, в опыте Творческого объединения #Шашники есть кейсы, где концепция Edutainment реализуется в полноценном 5D-формате: от разработки образовательных квизов, сетов и квестов до поддерживающей визуализации.
Внедрить Edutainment можно так:
1. Работайте с метафорой. Облачите событие в понятную метафору. Придумайте вашему корпоративному событию сюжет и следуйте за ним.
2. Интегрируйте развлечение в обучение, соблюдая баланс между когнитивным и эмоциональным.
3. Приглашайте увлеченных тренеров, спикеров, лекторов.
4. Используйте пространство как возможность погрузить в атмосферу. Используйте внешнюю среду. Посмотреть чек-лист для оформления пространства можно здесь.
5. Играйте с удовольствием. Все взрослые тоже любят играть. В игре вырабатываются важные гормоны эндорфин, дофамин и серотонин, а ведь с биохимией не поспоришь!
Edutainment – это путь к заинтересованному активному сотруднику.