5 причин, почему немонетарная мотивация не работает

0
802
Нематериальная мотивация персонала, инструменты

Александр Зейтц – генеральный директор компании ZeytzАлександр Зейтц – генеральный директор компании Zeytz, практик мотивации персонала и внедрения системы ценностей в HR — делится своим опытом по нематериальному стимулированию  сотрудников.


В предпринимательской практике мы давно начали использовать распространенные техники немонетарной мотивации: корпоративные выезды, оплату обучения и повышения квалификации, возможность ускоренного карьерного роста, тренинги по развитию полезных навыков (то, что сейчас принято называть soft skill) и прочие активности.

В итоге мы укрепились во мнении, что немонетарная мотивация выполняет второстепенную функцию привлечения и удержания сотрудников. В основном же людей мотивирует зарплата, как бы не банально это звучало. Что же касается карьеры и дополнительных знаний для сотрудников – это, скорее, выгода для самой компании, нежели инструмент стимуляции деловой активности людей.

Нужны ли компании корпоративы?

Корпоративы могут, скажем так, подбадривать менеджеров, но делать ставку на подобные мероприятия исключительно с целью мотивации не имеет смысла. Лишь определенной категории людей важно общение внутри компании, которое они получают во время выездов. Есть ли смысл развивать это направление для столь немногочисленной прослойки сотрудников? Конечно, нет. Однако мы проводили и продолжаем проводить выездные корпоративы каждый год. Зачем же мы это делаем?

Первоначально мы верили в концепцию: корпоратив существует для получения новых знаний. Поэтому целый день на природе мы посвящали учебе – тематическим лекциям, семинарам. Затем поняли, что в такой обстановке сотрудники воспринимают полезную информацию дозированно. Сознание наполовину заполнено предвкушением повеселиться, развлечься на природе.

Нам пришлось полностью поменять концепцию. Теперь корпоратив включает лишь несколько часов работы, и стал частью программы, наравне с совместным отдыхом и общением во время трехдневной поездки. Это стало особенно актуальным после того, как у нас появилось три офиса в разных городах.

Мы перестали рассматривать корпоративы с точки зрения мотивации персонала. Людям нужна разрядка, они хотят ближе узнать коллег и обсудить в неформальной обстановке вопросы, которые невозможно было поднять из-за рабочей текучки. В итоге корпоратив стал важной составляющей внутренней жизни компании и одновременно комплиментом от компании сотрудникам, но не узким инструментом HR.

Зачем нужно бесплатное обучение?

Был в Zeytz период, когда мы использовали в качестве мотивации бесплатное обучение. Например, оплачивали людям курсы английского языка. Вскоре мы отказались от этой практики. Это никак не сказывалось на результатах большинства менеджеров, поэтому мы начали исходить из того, что обучение должно быть выгодно прежде всего самой компании. Профессионалы поднимают бизнес на новый уровень.

Уволить специалиста и нанять вместо него более продвинутого? Эта схема не работает. Во-первых, на это уходит много времени. Во-вторых, более продвинутый может просто не вписаться в коллектив. Поэтому, если человек хочет развиваться, намного эффективнее его обучать и развивать внутри компании.

Мы ввели правило, если сотрудник в течении года не прошел два учебных курса, ему не начисляется часть годового бонуса. Потому что нам выгодно повысить его профессионализм. При этом человек нам ничего не должен. Нет обязательств отработать деньги за учебу, даже если специалист сразу после этого написал заявление об увольнении. Мы решили, что необходимо давать максимум возможностей для обучения, при этом ничего не требуя взамен.

Люди, прошедшие обучение, быстрее растут, они становятся руководителями и больше приносят компании. Весь руководящий состав Zeytz пришел в компанию на самые низкие позиции. При этом список курсов, которые эти люди закончили, огромен. Финансовый директор, например, был бухгалтером. Коммерческий директор пришел к  нам младшим менеджером, а сейчас имеет степень MBA Executive.

Нужно ли переубеждать негативно настроенных людей?

Далеко не все 100% людей полностью воспринимают корпоративную культуру. Обычно два-три сотрудника весь год ничему не учатся, а в декабре спохватываются, и присылают счета за пройденные курсы к Новому Году. Такие счета мы не оплачиваем.

Есть определенное противодействие среди персонала: зачем мне это надо? Бывает, что человек вроде бы с удовольствием все воспринимает, а потом транслирует негатив: вы зря потратили мое время! Как переубедить? Мы никого по отдельности не перевербовываем. Основное количество наших сотрудников заинтересовано развиваться, и своим примером они постепенно заражают отдельных скептиков.

Приносит ли деньги работа с людьми?

Zeytz работает на падающем рынке, объемы которого последние десять лет только уменьшаются. Однако мы умудряемся расти на 25% в год. Этот рост связан исключительно с нашей кадровой политикой. Мы против эксплуатации людей, мы предлагаем партнерство, развитие, понимание. Всем сотрудникам я говорю: не важно, останетесь ли вы в Zeytz или уйдете в другую компанию, все, что мы вам даем сегодня, вам пригодится в жизни в любом случае, поэтому постарайтесь взять от компании максимум, что она способна вам дать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here