Мотивация сотрудников: HR-игра без проигравших

0
1938
Цели и задачи hr директора

Надежда Бондарева, HR-директор компании LinxdatacenterНадежда Бондарева, руководитель отдела персонала Linxdatacenter.


Как правильно стимулировать развитие сотрудников? Рассказываем о нашем-опыте внедрения системы бонусов за вклад в улучшение работы компании.

EVP как корпоративный win-win

Эффективность компании зависит во многом от того, как она использует потенциал сотрудников и предоставляет ли им возможность проявить себя. Этот процесс должен быть взаимовыгодным – модель «win-win» гарантирует высокую вероятность успеха инициатив по «прокачиванию» специалистов.

Этими соображениями руководствовались мы, запустив программу ценностного предложения работодателя (Employee Value Proposition). EVP – это возможность для сотрудников принести дополнительную ценность своей компании, проявляя при этом свои лучшие способности и навыки, и получая вознаграждение за свой вклад, приверженность ценностям компании и лояльность.

Нашей задачей было найти точку равновесия между желанием сотрудника стать лучше в профессиональном плане и потребностями компании, и выразить ему благодарность за достигнутый результат. Все в выигрыше.

Предыстория

Запуску программы EVP предшествовало несколько шагов. Первым этапом стало исследование, в котором приняли участие около 20% сотрудников из разных отделов, с большим разбросом по возрасту и стажу работы. В процессе были выявлены важнейшие потребности-мотиваторы, с помощью которых мы могли бы построить эффективную систему мотивации. Исследование также показало, что сотрудники ощущают нехватку инструментов и возможностей для самореализации.

Со всеми сотрудниками компании были проведены HR-сессии. В ходе этих сессий были обсуждены пожелания и потребности сотрудников в рамках компании, сгенерированы идеи на будущее.

По итогам проведенных мероприятий была разработана программа, объединяющая цели и задачи компании и потребности сотрудников. Программа была представлена руководству компании и руководителям подразделений для сбора обратной связи и дальнейшей реализации.

В результате сотрудникам было предложено брать инициативу в свои руки и ставить для себя интересные цели, при выполнении которых они получали бы вознаграждение (бенефит).

Выбор целей

Так как программа запускалась в качестве эксперимента, ее участникам была предоставлена свобода выбора инициатив. Однако при постановке целей действовало общее правило: инициатива должна решать актуальную задачу в рамках деятельности компании, улучшать работу отдела. Цели могли формулироваться под задачи текущего проекта, но должны были выходить за пределы привычного круга обязанностей работника.

К участию в программе были приглашены все сотрудники компании без ограничений. Инициативы, в зависимости от их сложности и масштабности, были разбиты на две группы по срокам достижения – 3 и 6 месяцев. Цели определялись сотрудниками совместно с руководителями и утверждались HR-департаментом.

Среди трехмесячных целей, к примеру, были «создание триггерной карты цифровых каналов IaaS», «создание видео про парные нагрузки».

Некоторые цели касались цифровизации процессов – например, «создание стенда мониторинга», «переход на электронные версии списков для охраны».

Среди шестимесячных целей были «оптимизация бизнес-процессов с использованием внутренних систем», «разработка Ideal Customer Personal Profile по продуктовому стеку», а в рамках подготовки к сертификации по требованиям Uptime Institute была поставлена цель по обновлению процедур и инструкций.

Всего было поставлено 19 целей сроком на три месяца и 21 цель – на шесть месяцев.

Бенефиты

По результатам HR-сессий с сотрудниками мы определили топ-10 их пожеланий по бонусам (бенефитам).

«Обменный курс» поставленных целей и бенефитов – 1 к 1.

«Шестимесячные цели» открывали доступ к таким бонусам, как:

  • компенсация затрат на отпуск;
  • ДМС для члена семьи;
  • 1 день в неделю работы из дома в течение 6 месяцев;
  • оплата фитнеса на 6 месяцев;
  • оплата выбранных тренингов + курсы английского языка;
  • компенсация питания на 6 месяцев;
  • «вечеринка для коллег»;
  • выплата благотворительной организации.

Все это – с лимитом в 35 тыс. рублей.

Список бенефитов для целей на 3 месяца отличается отсутствием ДМС и компенсации затрат на отпуск. Однако в него вошли клининг для дома и оплата перемещений сотрудника на такси. Затраты на фитнес, питание и обучение были ограничены 3 месяцами и 15 тыс. рублей.

Итоги и обратная связь

Программа создала мотивацию для сотрудников закрыть множество «пробелов», что в совокупности позволило заметно улучшить рабочие процессы по всем направлениям работы компании.

Дополнительным положительным эффектом стало стимулирование сотрудников выйти «за рамки» должностных обязанностей и своего отдела, потому что многие инициативы требовали работы на стыке функций разных подразделений.

Всего было реализовано 15 трехмесячных целей и 11 шестимесячных целей. Можно отметить в целом положительное восприятие программы в компании: 92% опрошенных сотрудников считают, что компании стоит продолжать программу, а 80% из них планируют участвовать повторно в будущем.

Пользу программы для компании на «отлично» оценили 38% респондентов, «хорошо» – 46%, «удовлетворительно» – 16%. Оценку «плохо» не поставил никто.

92% оценили программу как полезную и для сотрудников.

В отзывах по итогам программы отмечались такие положительные аспекты, как стимулирование желания погружаться в дополнительные проекты и задачи помимо штатного объема работы, необычный и интересный формат организации, возможность личного выбора, что и как делать.

Из критики можно выделить пожелания по автоматизации процессов отчетности по прогрессу и выполнению целевых задач, изменение периодичности – если у сотрудника есть идея, то он должен иметь возможность реализовать ее не только в какой-то конкретный промежуток времени, а в любой момент.

Получили ряд замечаний по поводу критериев определения целей – некоторым руководителям направлений показалось, что сотрудники в качестве дополнительных ставили задачи, которые должны входить в их круг обязанностей. Эти моменты нуждаются в уточнении.

В будущем мы планируем адаптировать программу, исходя из обратной связи сотрудников, и внедрить ее в смежные HR-процессы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here