Ольга Малахиева, HR-эксперт компании Сотер, провела исследование рынка труда и выпустила материал по InvestorRelations.
InvestorRelations – это достаточно новое понятие для российского рынка. В общепринятом контексте, IR — целенаправленная деятельности компании по обеспечению инвестиционными ресурсами.
Под IR понимается долгосрочная стратегия, которая включает в себя финансовые, коммуникативные и маркетинговые элементы, направленные на эффективную двустороннюю коммуникацию между публичной компанией и инвестиционным сообществом. Профессия IR-специалиста зародилась в GeneralElectric, когда была создана специальная служба, в обязанности которой входили распространение финансовой информации о деятельности компании, подготовка пресс-релизов о финансовых результатах.
Модели IR в компаниях и диапазон компетенций
Модели IR в компаниях и диапазон компетенций:
- Модель событийного взаимодействия – актуально для компаний, которые активизируют свою деятельность ко времени проведения собраний акционеров, переизбрания советов директоров итд. Перед этими событиями проводятся специальные мероприятия, публикуются особые документы-комментарии. Можно сказать, что связи с инвесторами являются частью PR компании.
- Модель точечного взаимодействия — предполагает одну из двух форм работы – плановую или авральную. Плановая точечная деятельность проводится в связи с выпусками ценных бумаг или изменениями в структуре компании; авральная форма работы означает, что действия предпринимаются, когда событие уже произошло и на него требуется незамедлительная реакция. Такие методы являются более экономичными, однако результат работы быстро нивелируется.
- Модель постоянного взаимодействия – идеальная модель, предполагающая, что компания постоянно находится в контакте со своими акционерами и инвесторами, отслеживает обратную связь со стороны инвестиционного сообщества.
Получается, что диапазон предполагаемого найма весьма широк: от пиар-менеджера до CFO, от бизнес-аналитика до руководителя по КСО.
В зависимости от предполагаемой модели, отрасли компании осуществляется выбор в сторону того или иного специалиста, кристаллизуются компетенции и режется функционал.
В нашей практике было несколько кейсов, когда нужно было «подружить» предполагаемую IR –стратегию и имеющиеся на входе компетенции: например, высокие ожидания в части финансового менеджмента и PR . Этакий системно-кретиативный тип, компетенции которого лежат сразу в двух плоскостях и потенциально могут вертикально и горизонтально маcштабироваться.
Место IR в орг. структуре, KPI специалистов и трансформация запроса
В большинстве случаев руководитель IR подчиняется финансовому директору (CFO) или напрямую руководителю компании (CEO). Если рассматривать отечественный рынок — отделы IR есть чуть более чем в 15% компаний, в остальных случаях специалисты работают в финансовых службах или PR-отделах.
Среди критериев эффективности IR-специалиста можно выделить следующие:
- расширение географической принадлежности новых инвесторов, рост количества акционеров;
- рост доли долгосрочных инвесторов;
- повышение уровня ликвидности акций на рынке;
- результативность проводимых мероприятий (роуд-шоу, встреч с аналитиками и инвесторами);
- качество взаимодействия с инвесторами, проведение SPO, ICO и STO, рост стоимости компании.
Если говорить о нынешнем этапе, то пока финансовые рынки сжимаются. Но это касается не всех сегментов рынка и точечные стимулы для развития профессиональной сферы IR есть и сейчас (развивающиеся рынки:, mentalhealth, IT, продуктовый ритейл, EdTech и т.д.)
В дальнейшем фокус усилий IR-специалистов будет еще в большей степени сконцентрирован на лучшем понимании всех аспектов деятельности компании инвестиционным сообществом и «управление ожиданиями» инвесторов и аналитиков, а главное – управлении рисками. Уже сейчас мы видим, что все большее внимание приковано к не финансовым показателям и ценности нематериальных активов компаний.