Несколько золотых правил делового этикета

Англичане любят повторять: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Особенно если это впечатление может стоить вам карьеры. Мы собрали новые тренды и хорошо забытые старые истины воедино.

0
4576
правила бизнес этикета

Англичане любят повторять: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление».
Особенно если это впечатление может стоить вам карьеры, добавим мы. За правилами делового этикета непросто уследить — они быстротечны, как мода. Мы собрали новые тренды и хорошо забытые старые истины воедино.

Этикету теперь принято обучать с раннего детства. Кто-то отправляет своих малышей в английские пансионы, кто-то скачивает в Арр Store приложения с уроками вежливости (Little Steps to Good Manners, Good Manners, Nice Bear Naughty Bear — к сожалению, пока только на английском).

Недавно в Китае школьная программа была дополнена занятиями, посвященными хорошим манерам, — от уважения к старшим и поведения в очередях и лифтах до тонкостей переписки, дресс-кода и проведения дебатов.

В Южной Корее не отстают от тренда и учат школьников актуальному net-etiquette — корректному поведению и хорошим манерам в интернете.

В Америке сейчас модно нанимать японских тренеров по этикету — как это сделал Генри Алфорд, автор книги Modern Guide to Good Manners.

А что в России? В общем все грустно…

Несколько золотых правил делового этикета

• По дороге в офис
Все больше мировых столиц проводят кампании по соблюдению хороших манер в общественном транспорте. Уставшие от громкой музыки из наушников, от телефонных разговоров, огромных рюкзаков, толкотни и мусора на платформах, французы распространили по Парижу более ста тысяч креативных постеров с призывами к пассажирам — обратить внимание на свое поведение в метро и автобусах. Тренд подхватила и английская подземка. Каждый свидетель доброго, заботливого поведения в лондонском tube может отправить историю в офис Transport of London. Самые трогательные размещены на бордах станций Central Line.

• Общайтесь с пользой
Перекуры под офисом как способ наладить контакт с коллегой сегодня неактуальны. Французские клерки придумали традицию la pause cafe: вместо 15-минутной никотиновой атаки у дверей конторы лучше проведите 15 минут в ближайшем кафе за чашкой кофе/чая/ фреша/воды (нужное подчеркнуть).

• Просто общайтесь
Слушать айпод в лифте рабочего офиса расценивается как недружелюбное «не беспокоить». Американские консультанты по вопросам карьеры советуют использовать это время, чтобы перекинуться парой слов с сотрудниками. Кстати, не думайте, что если на пути к рабочему месту вы проверяете почту в айфоне или блэкберри, окружающие будут считать вас трудоголиком. Во-первых, показывать, как много вы работаете, уже немодно, во-вторых, игнорировать общество ваших коллег — невежливо.

• Считайте деньги
Экономить средства компании — это уже тренд. К примеру, топ-менеджерам не зазорно летать бюджетными рейсами, что расценивается как достойный пример для других сотрудников. В то же время моветон — экономить на внедрении новых технологий и развитии интернет-направлений.

Знакомство

• Повторяйте
Если род деятельности и должность человека, как правило, остаются в нашей памяти, то его имя и фамилия — нет. Чтобы избежать этого, эксперты советуют произнести вслух имя нового собеседника не менее трех раз во время первой встречи и, конечно же, попросить его визитную карточку.

• Экспериментируйте
Цифровые новинки в виде визиток-флешек или микродисков вышли из моды. Но это не значит, что пора возвращаться к бумаге (помним о вырубке лесов). Специалисты приводят в пример приложения для смартфонов — Cardcloud, CardMunch, CardFlic, — которые создадут вашу электронную визитную карточку, «привязав» к ней всю необходимую информацию, в том числе ссылки на ваши профили в профессиональных соц-сетях, и передадут на другой смартфон. Но все же не спешите тестировать новинку на незнакомых людях — стоит подождать, пока приложение не станет достаточно известным в бизнес-кругах.

• Соблюдайте субординацию
Распространенная ошибка — представлять клиента боссу, а не наоборот. Ваш начальник имеет более высокий статус, поэтому первым нужно представить его, а уже потом гостя/клиента/партнера.

• Уважайте личное пространство собеседника
Размеры этого пространства зависят от страны происхождения вашего коллеги. В европейской культуре (Германии, Швеции или Англии) принято избегать касаний, похлопываний и поглаживаний. Немецкие клерки даже обращаются в Общество защиты этикета с просьбой сократить количество приветственных и прощальных поцелуев в офисах. В то же время жителям Южной Америки и Африки при общении, даже деловом, важен физический контакт.

Переписка

• Правило одной мысли и двух мегабайт
Любое деловое письмо должно содержать только одну мысль (помните: несколько мыслей — несколько писем, но не одно большое письмо), выраженную предельно ясно и кратко. Объем вложения — максимум два мегабайта. Вложения большего объема допустимы, если вы оговорили это с адресатом заранее.

• Телефон — только для экстренных случаев
Старайтесь решать и обсуждать все спорные моменты по электронной почте. Это дает больше времени на составление убедительного и корректного сообщения. К тому же у вас всегда будет документальное подтверждение ваших слов. Звоните только в крайних случаях — например, когда опаздываете на встречу. Уважайте время ваших коллег.

Ресторан

• Избегайте пустых тарелок
Если вы следите за весом, уместно ли во время делового обеда пропускать то или иное блюдо? Ведь таким образом вы ставите в неловкое положение не только себя. Окружающие могут чувствовать себя неуютно, если перед вами пустая тарелка. Допустим, вы на диете или не голодны — тогда закажите самое легкое из предложенных в меню блюд и можете его просто попробовать. Так же стоит себя вести в ресторане экзотической кухни, которая вам не нравится.

• Представьте себя со стороны
Что заказывать? Пусть это будут не самые изысканные блюда. Главное, помните: вы должны выглядеть элегантно во время еды. Совет для тех, кто носит брекеты — старайтесь проверять меню заведения накануне встречи, тогда у вас будет время для выбора, чтобы не выглядеть комично с остатками черного ризотто или шпината на зубах.

• Пейте с умом
Общее правило и для ужинов, и для обедов: один бокал, не считая аперитива. На фуршетах держите бокал в левой руке, правая — для рукопожатий.

• Чаевые
Если расплачивается за обед приглашающая сторона, возникает вопрос, кто оставляет чаевые? Если они не включены в счет, подразумевается, что чаевые разделят между собой все участники обеда. Если включены, а вы были приглашенной стороной, можете оставить на свое усмотрение в случае исключительного сервиса.

Подарки

• Будьте осмотрительны
Американское, а с недавних пор и английское законодательство рассматривает любые подарки, в том числе приглашения на обед или ужин, как взятку и выставляет штрафные санкции. Не важно, что представительство вашего американского или британского партнера находится далеко от его родины — законы о коррупции распространяются и на заграничные филиалы компаний.

• Проявите внимание
Не спешите отделываться корпоративной электронной открыткой — напишите от руки личные послания. Телефонные поздравления с Новым годом, который в Европе не особо отмечают, там вряд ли смогут оценить. Уместнее будет открытка с пожеланиями счастливого Рождества. Не откладывайте на последний момент: первая-вторая неделя декабря — самое время вспомнить о ваших коллегах на Западе.

• Выразите благодарность
Существуют также правила, как благодарить в ответ на знак внимания. Подписанная от руки открытка или карточка с Логотипом вашей компании — общепринятое проявление хороших манер.

Трудности перевода

• Вникайте в нюансы. Начиная работать с зарубежной компанией, узнайте все о местных праздниках, выходных, часах работы, особенностях переписки и т. п. Если, к примеру, в Испании деловой ужин не принято начинать раньше девяти, в Англии по времени он примерно совпадает с нашим и приходится на шесть-семь часов вечера.

• Будьте аккуратны со словом partner, общаясь с носителями английского языка. Они сочтут, что речь идет о вашем молодом человеке. Слова business partner или colleague более уместны в англоязычной среде.

Азбука вежливости

1. bolshoi.ru/visit/sbory/ — введение в театральный этикет на новом сайте Большого театра.

2. etiquetteexpert.com — сайт Жаклин Уитмор, эксперта по бизнес-этикету в США, которая консультирует государственные и частные компании — Times, USA Today, CNN, Newsweek. Здесь можно пройти тест на знание бизнес-этикета, узнать о последних тенденциях, новых курсах и найти ссылки на компетентные международные источники.

3. careereducation.columbia.edu/resources/tipsheets/skills-business-etiquette — рекомендации для студентов и будущих «белых воротничков», которые хотят произвести благоприятное впечатление на работодателей.

4. Люси Грей, Her Ladyship’s Guide to Modern Manners — увлекательное руководство по хорошим манерам для жизненных ситуаций: как одеваться и вести себя на свадьбах, крестинах, званых ужинах, говорить «нет», во сколько прилично покидать вечеринки, как быть хорошей хозяйкой и желанной гостьей.

5. Вики Оливер, 301 Smart Answers to Tough Business Etiquette Questions — нюансы, связанные с электронной перепиской и голосовой почтой, поведение в офисах с открытой планировкой и выход из неловких ситуаций во время бизнес-ланчей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here