Юлия Иевлева, Руководитель группы PR аутстаффинговой компании «Ваш кадровый советник».
В последнее время среди владельцев бизнеса ходит много разговоров о нематериальной мотивации сотрудников. Стоит ли тратить на нее время, силы и даже финансы, так как некоторые виды нематериального поощрения могут обойтись компании в ощутимую сумму. Или это просто дань моде излишней толерантности к персоналу, пришедшая из-за рубежа. Эксперты аутстаффинговой компании «Ваш кадровый советник» на примерах доказывают, почему это так важно для персонала и каким образом нематериальная мотивация сотрудников повлияет на прибыль предприятия.
Любому сотруднику, даже самому яростному трудоголику необходима нематериальная мотивация в качестве определенного стимула. Заработная плата – цель сотрудника, достигнув желаемой суммы, он быстро к ней привыкает, закрывая при этом свои базовые потребности. Поэтому финансовая мотивация считается некоторыми HR-специалистами краткосрочной мотивацией. Рабочие же задачи являются постоянными и сотрудников необходимо мотивировать к их выполнению без потери эффективности.
Нематериальная мотивация необходима бизнесу, для того чтобы персонал хотел, как можно дольше проработать в компании на занимаемых должностях, не совершал попыток выхода из бизнеса и не искал для этого причин.
В нематериальную мотивацию входят все вторичные бонусы от компании, но при этом обслуживающие более высшие потребности личности. Какие эмоции затрагивает нематериальная мотивация?
- Чувство «нужности» сотрудника.
- Уважение к персоналу.
- Самооценка специалиста.
- Развитие профессионального потенциала.
Именно от удовлетворения этих моральных потребностей зависит качество, производительность и эффективность работы персонала, от чего в свою очередь зависит и успех самого бизнеса заинтересованного в увеличении прибыли, а значит и в дополнительной мотивации сотрудников.
Нематериальная мотивация поддерживает в работниках:
- энтузиазм;
- лояльность к работодателю;
- позитивную рабочую атмосферу.
Наиболее распространенные виды нематериальной мотивации:
- Компетентный и эффективный управленческий состав компании.
- Дружелюбная корпоративная культура.
- Позитивная атмосфера в коллективе.
- Личность и контактность руководителя.
- Отсутствие чрезмерного контроля со стороны руководства.
- Перспектива карьерного роста.
- Баланс между работой и личной жизнью.
- Отсутствие публичной критики, публичное признание достижений и похвала.
- Стабильное положение компании на рынке.
- Интересные проекты и минимум рутинных задач.
- Наличие гибкого графика работы без жесткого контроля присутствия на рабочем месте в строго регламентированное рабочее время при наличии дедлайнов.
- Ясность стратегии компании.
- Возможность работы из дома.
- Поощрение за инициативу.
- Обучение и повышение квалификации.
- Благоустроенный офис.
- Известность бренда работодателя.
- Вручение дипломов и наград работникам, чей вклад чаще всего остается незамеченным (уборщикам, курьерам и так далее).
- Тимбилдинги.
- Корпоративный спортзал с душем.
- Зонирование офисного пространства на рабочую территорию и место для отдыха.
- Установка кофемашины, а также чай, кофе, сахар и сладости за счет работодателя в обеденной зоне.
- Корпоративный детский сад.
- Корпоративные соревнования с призами, возможно не материальными (например, в отделе продаж или call-центре).
Нематериальная мотивация и социальные стимулы отвечают в компании за комфортную атмосферу и некий престиж для сотрудников работать на данном предприятии. Все это вызывает у работников эмоциональный подъем и признательность бизнесу, что в свою очередь влияет на длительное пребывание в компании персонала и продуктивность в рабочих процессах, которые всегда окупятся бизнесу в виде роста прибыли.