Рекрутинговая компания Antal Russia в конце августа — начале сентября провела очередное исследование среди работодателей. В рамках опроса компании поделились своими планами на оставшуюся часть года: кого будут нанимать, будут ли сокращать персонал, повысят ли зарплату в этом году, в каком режиме работают сейчас, и какие HR-процессы автоматизируют.
Планы по найму персонала
На начале сентября мы имеем совершенно другую картину, нежели весной. Если в мае и марте 40% работодателей приостанавливали найм новых сотрудников, то сейчас количество таких компаний снизилось на 8 п.п. 45% планируют увеличивать штат, а 48% будут замещать освободившиеся вакансии. Для сравнения, в марте лишь каждый пятый работодатель был готов замещать освободившиеся вакансии, в мае – только каждый третий.
В сентябре мы видим, что компании все больше начали выводить на работу новых сотрудников. Сейчас количество тех, кто откладывает даты выхода равно 3%. И к счастью, число компаний, которые собираются сокращать персонал, так же снижается (5% в сентябре против 10% весной).

В плане потребности в найме сотрудников, как всегда, лидируют отделы продаж (69%), финансы и бухгалтерия (28%) и производство (38%).
Заработная плата 2020
По данным нашего опроса до начала пандемии 87% компаний бюджетировали повышение заработных плат на 2020 год. Фактически ситуация сложилась иначе. В целом, на сегодняшний день увеличили зарплаты своим сотрудникам 57% опрошенных работодателей: 31% — всем сотрудникам, 26% — точечно. 10% повысят до конца года, а 8% отметили, что зарплаты не повышали, только проиндексировали.
Среди тех, кто повышает зарплату в 2020 году, лидируют компании из секторов Потребительских товаров (21%) и Фармацевтики (13%). При этом, более половины компаний увеличили зарплаты в этом году на 4-6%. Четверть работодателей вообще не планируют повышения.

Удаленная работа
В настоящее время в 34% компаний большинство сотрудников все еще работают из дома. Треть работодателей ввели гибридный или сменный график, а каждый пятый вернул в офис всех сотрудников на 5-дневную рабочую неделю.
В июле-августе 2020 года мы провели исследование по удаленной работе. В ходе него мы опросили 19 компаний, которые практиковали удаленную работу до пандемии. Также, в исследовании приняли участие около 500 сотрудников разных компаний. У 47% из них до пандемии была возможность работать из дома. Чаще всего эта опция была приятным дополнением к компенсационному пакету, и данную возможность сотрудники использовали редко. Для некоторых должностей было крайне сложно организовать постоянный удаленный режим работы ввиду технических возможностей или требований законодательства.
Самым распространенным вызовом для HR в начале пандемии стал контроль дистанционной работы сотрудников.
Однако, по данным нашего исследования удаленной работы, снижение своей эффективности заметили только 18% опрошенных сотрудников компаний. 39% отметили, что стали работать продуктивнее, у большинства (43%) эффективность работы осталась на прежнем уровне. Почти у половины сотрудников (45%) увеличился объем работы.

Кстати, сами компаний, которые ввели удаленный формат работы до пандемии, в большинстве случаев положительно оценили эффективность сотрудников. Объем работы в период самоизоляции практически у всех отделов увеличился. Это связано как с адаптацией к новому формату, так и с изменениями на рынке/в компаниях. Также, компании заметили, что количество коммуникации увеличилось, она стала занимать больше времени, что и увеличило продолжительность рабочего дня.
Подбор персонала
За время карантина подход к подбору персонала несущественно, но менялся. Например, у 8% компаний выросло количество этапов интервью, 13% стали чаще рассматривать внутренних кандидатов. Для некоторых работодателей режим самоизоляции расширил географию поиска кандидатов, так как появилась возможность нанимать персонал на постоянную удаленную работу.
Треть компаний вообще приостановила найм персонала на время карантина, но у большей части компаний (46%) все же оставался спрос на специалистов по продажам и на сотрудников производства (29%).
Среди вызовов, с которыми работодатели столкнулись в ходе подбора в период пандемии, были: несоответствие кандидатов требованиям, технические сложности, нежелание кандидатов менять работу, несоответствие зарплатным ожиданиям, сложности с подписанием документов, а также контрофферы от текущих работодателей.

Автоматизация hr-процессов
С начала 2020 года 39% компаний автоматизировали HR-аналитику, 38% — систему компенсаций и льгот, а 34% — программу обучения персонала. Как минимум у половины компаний на сегодняшний день автоматизирован рекрутмент и внутренние коммуникации.
Самым не автоматизированным процессом в большинстве компаний оказалась адаптация сотрудников (63%), что существенно осложнило прием новых сотрудников в период пандемии

Вторая волна коронавируса
Самым животрепещущим вопросом для всех сейчас является вопрос о возникновении второй волны коронавирусной инфекции. К счастью, подавляющее большинство компаний (73%) к ней готовы. Не готовы только 4%, а 14% надеются, что в этот раз ограничения не коснутся их бизнеса.
* Опрос проводился с 26 августа по 4 сентября 2020 года, в опросе приняли участие 206 компаний
О компании
Antal – одна из крупнейших рекрутинговых компаний в России, СНГ и Украине, специализирующаяся на подборе менеджеров среднего и высшего управленческих звеньев в различных отраслях экономики. Компания Antal вышла на российский рынок в 1994 году и сегодня является частью международной группы Antal International, насчитывающей более 145 офисов по всему миру.
Antal реализует проекты на всей территории России, СНГ и Украины. Представительства компании работают в Москве, Санкт-Петербурге, Алматы, Ташкенте и Киеве.