Экономия при помощи самозанятых или как оптимизировать расходы на временный персонал?

0
1768
Как улучшить обучение персонала в постковидную эпоху

В условиях сложной экономической ситуации бизнес всегда ищет пути оптимизации расходов, в том числе, издержек на зарплату и прочие социальные выплаты. Около десяти лет назад бизнес массово взял курс на легализацию трудовых отношений. Серые схемы начисления заработных плат, в массе своей, остались в прошлом. Платить штрафы и доначислять зарплаты и социальные выплаты сотрудникам, в случае выявления нарушений оказалось накладнее, чем честно вести дела.

Однако, во времена экономических потрясений бизнес ищет способы сократить издержки. Один из возможных вариантов – перевести часть процессов на аутсорсинг. Это легально и дешевле, чем содержать штат. Поручить выполнение задач можно, например, самозанятым. В чем выгода таких взаимоотношений рассказали эксперты биржи услуг «Наниматель».

Кто такие «самозанятые»

Самозанятыми называют людей, оформивших особый налоговый статус. Это могут быть как граждане России, так и некоторые трудовые мигранты: те, кто имеет вид на жительство или гражданство государств-членов Евразийского союза (ЕАЭС). Этот налоговой статус появился в России в 2019 года. Первоначально – в рамках эксперимента, на территории нескольких субъектов, а с 2021 года его можно оформить на всей территории страны. Основной нормативный документ, который регулирует деятельность самозанятых граждан – это федеральный закон N 422-ФЗ от 27.11.2018.

В начале 2022 года федеральная налоговая служба отчиталась, что в России зарегистрировано более 4 миллионов самозанятых. С начала действия особого статуса в 2019 году, они, суммарно, заработали свыше 882 миллиардов рублей.

При этом налоговая ставка для самозанятых варьируется в диапазоне от 4% до 6%.

Выгоды для бизнеса

Главная выгода для бизнеса при сотрудничестве с самозанятыми в том, что компании, при заключении договора не нужно платить отчисления в ПФР, Фонд ОМС и соцстрах. Суммарно, это плюс 43% к самой заработной плате сотрудника. В случае, если работу выполняет фрилансер-самозанятый, то его вознаграждение, обычно, уже включает сумму налога на профессиональный доход. А отчисления в фонды самозанятый платит самостоятельно и по желанию. В отличие от индивидуального предпринимателя, например, который делать это обязан.

Перевод части процессов компании, в основном, имеющих ограниченный период времени (например: проект на 3-6 месяцев), на аутсорсинг поможет значительно сэкономить средства на штатных сотрудниках. Однако, стоит помнить, что не следует выводить за штат действующих сотрудников – это прямо запрещено в статьях 2 и 6 №422-ФЗ. Таким образом, чтобы снизить издержки на временные проекты компании можно заключить договоры с новыми исполнителями.

Еще один неоспоримый плюс работы с самозанятым в том, что, если результат работы будет неудовлетворительным, договор можно легко расторгнуть и найти нового исполнителя. Таким образом повышается качество и сокращается срок реализуемых проектов компании.

При этом, взаимодействие в рамках официального договора позволяет самозанятым быть уверенными в оплате той работы, которую они выполнили.

О чем стоит помнить

Плательщики НПД (налога на профессиональный доход) могут совершенно легально выполнять широкий спектр работ, а все исключения прописаны в том же №422-ФЗ.

Однако, во избежание рисков в договоре с самозанятым нужно обязательно отразить его статус и исключить в документе признаки подмены трудовых отношений. В том числе, например, в трудовом договоре, согласно законодательству РФ, есть понятия должностных обязанностей, правила внутреннего распорядка, режим или график работы, материальная ответственность. Если в договоре с самозанятым прописаны подобные требования, то к предприятию могут возникнуть вопросы у надзорных органов. Не стоит также привязываться в оплате к датам месяца. Лучше прописать порядок расчетов на основании акта выполненных работ. Подозрения могут возникнуть из-за утечки информации, в том числе от обиженных сотрудников или в ходе плановых и внеплановых проверок. Иногда проверку может инициировать инспектор налоговой, который счел подозрительными ежемесячные движения одинаковых сумм между одними и теми же счетами.

Для повышения эффективности камеральных проверок Федеральная налоговая служба (ФНС) направила в территориальные органы письмо, в котором перечислила основные признаки, указывающие на использование компаниями незаконной схемы оптимизации налоговой нагрузки с использованием самозанятых (плательщиков налога на профессиональный доход, НПД).

ФНС рекомендуют налоговым инспекциям обратить внимание на следующие возможные доказательства неправомерной схемы:

  1. В предмете договора закреплена трудовая функция (то есть выполнение лицом работ определенного рода, а не разового задания заказчика) и нет указаний на конкретный объем работ (это говорит о том, что значение для сторон имеет сам процесс труда, а не достигнутый результат);
  2. Договор носит не разовый, а систематический характер и заключается на год или до окончания календарного года;
  3. В договоре установлена ежемесячная оплата труда, отсутствуют изменения в ее размере на протяжении года;
  4. Работник включен в производственную деятельность компании и несет материальную ответственность;
  5. Договор предусматривает подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, и его составным элементом является выполнение распоряжений работодателя, за отступление от которых сотрудник может нести дисциплинарную ответственность.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here