О том, как работают CRM-системы, какие проблемы они решают и почему их применяют в различных компаниях — от микробизнеса до крупных корпораций, — рассказывает Александр Ветерков, операционный директор сервиса СберПодбор.
Зачем нужны CRM для рекрутмента?
CRM-системы призваны делать работу рекрутеров более легкой, простой и эффективной. Они помогают наладить процесс поиска и трудоустройства сразу по нескольким направлениям: ведение базы кандидатов, повышение эффективности работы с заказчиками, общение с кандидатами, контроль эффективности рекрутинга, статус воронки найма. А также они помогают улучшить процесс подбора персонала.
Всё это дает два существенных преимущества:
- экономия времени,
- экономия финансовых ресурсов.
CRM экономят до 30% времени на поиск и наем персонала. За счет чего это возможно?
- Своя база резюме, которую рекрутеры или владельцы небольших бизнесов нередко выгружают с различных джоб-бордов. Это позволяет собирать отклики с разных площадок и обратную связь по кандидату в одном месте. Кроме того, CRM показывают дубли резюме, так что невозможно по ошибке дважды связаться с одним и тем же кандидатом.
- Воронка найма и ведение базы резюме — важная составляющая работы рекрутера. Это позволяет отслеживать статус кандидата: проходит первичное интервью, выполняет тестовое задание, находится на финальном интервью с заказчиком, вы уже договариваетесь об условиях и ждете обратную связь или отказали на одном из этапов. CRM-системы умеют эту информацию хранить и преобразовывать в полезные отчеты.
У нас в СберПодборе были кейсы, когда с помощью CRM компании закрывали вакансии буквально за 15 минут благодаря базе кадрового резерва в CRM-системе, где рекрутеры нашли подходящих кандидатов: одним оказался сотрудник, который уже работал в компании, другим — стажер, который проходил практику.
- Массовые коммуникации с помощью шаблонов. Когда на собеседование нужно пригласить несколько человек или нескольким отказать, возможность отправки шаблонных сообщений большому числу кандидатов сильно упрощает жизнь рекрутеру. Также есть возможность настраивать шаблоны сообщений и для мессенджеров.
Особенно отмечают эту функцию наши рекрутеры Работы.ру: подчеркивают, что именно она экономит огромное количество времени и сил на коммуникацию с кандидатами. И наиболее всего она актуальна для «потоковых» вакансий, где рассматривается большое число соискателей, — менеджеры по продажам, курьеры, операторы колл-центров и др.
- Работа с заказчиками тоже непроста, особенно сложен этап получения обратной связи по кандидатам. Часто это может затягиваться на недели. Рекрутеры должны быть постоянно на связи с заказчиками, чтобы те могли вовремя составлять тестовые задания, давать по ним оценку и выдвигать свое решение о том, стоит ли брать кандидата. CRM-инструменты позволяют пинговать заказчиков в электронной почте.
Такую функцию рекрутеры выделяют особо. Часто для вакансии, где предполагаются специфические знания или навыки, трудно объективно оценить кандидата, поэтому обратная связь — необходимость, которая влияет на скорость закрытия вакансий и качество подобранных кандидатов.
CRM-системы экономят деньги
- Важная функция CRM-сервисов — возможность создавать и выгружать отчеты. На основе отчетов можно проводить аналитику и делать выводы о том, как лучше распределять бюджет на поиск кандидатов: от каких каналов стоит отказаться из-за их неэффективности и в какие, наоборот, можно вложиться, чтобы быстрее набирать самых подходящих специалистов.
Для каждой профессии это могут совершенно разные каналы: IT-специалисты могут переходить из профильных блогов, но при этом быть пассивными на классических джоб-бордах.
- CRM-системы хранят базу резюме, которую выгружают из джоб-бордов, и она остается с рекрутерами даже тогда, когда доступ к самим джоб-бордам заканчивается. Очень часто такой опцией пользуются представители малого и микробизнеса, где подбором занимается владелец. Одной базы резюме обычно хватает на поиск кандидатов сразу на несколько позиций.
Что еще?
- Оценка работы рекрутера обычно проходит по нескольким критериям, включая скорость закрытия вакансий, процент отказов заказчика, процент отказов кандидатов, количество интервью на один наем, процент отказов от офферов. Все эти критерии можно оценивать благодаря аналитике, которая собирается CRM-системами, — это позволяет найти слабые места в работе рекрутера и усилить их.
Кому нужны CRM?
Мы видим тренд, что большие компании постепенно отказываются от собственных разработок CRM-систем в пользу сторонних сервисов: создание собственной CRM и ее поддержка требует больших финансовых и человеческих ресурсов.
CRM-системами пользуются абсолютно разные компании вне зависимости от размера, сферы и особенностей найма. В базе клиентов СберПодбора есть даже малый и микробизнес, где работает всего несколько человек, а роль рекрутера выполняет тот, кто владеет бизнесом; также есть и большие технологические компании, которые ищут IT-специалистов.
Автоматизация практически всего процесса найма значительно упрощает работу рекрутера. Но полезны CRM-системы особенно тем компаниям, которые активно занимаются наймом массового и линейного персонала: обычно на такие позиции открыто очень много вакансий, а кандидатов откликается еще больше.
СберПодбор — ATS (applicant tracking system) для подбора персонала и обработки резюме, позволяющая рекрутерам отслеживать статистику и всю воронку найма сотрудников на одной платформе.
Спасибо за статью, действительно полезная информация, уже давно задумывались о подключении подобного сервиса, даже начали серфить — как оказалось, выбор на рынке ATS довольно большой, в связи с этим вопрос: может быть кто-то может поделиться живым опытом использования конкретного софта? Какие плюсы и минусы можете выделить?
В статье упоминается СберПодбор, по нему ничего не могу сказать — не пробовали. У себя используем Поток от таленттеха, из плюсов могу выделить удобный интерфейс и оперативное реагирование на возникающие вопросы со стороны поддержки
Милана, если вам интересно попробовать CRM-систему, СберПодбор вам подойдет. У сервиса есть беплатный тариф с базовыми фунциями, чтобы протестировать систему такой функционал очень подходит.