Порядок проведения оценки профессиональных рисков

0
1621
Роль специалиста по охране труда в организации

Порочкин Дмитрий Борисович -общественный уполномоченный по вопросам охраны труда при уполномоченном по защите прав предпринимателей в г.МосквеПорочкин Дмитрий Борисович, общественный уполномоченный по вопросам охраны труда при уполномоченном по защите прав предпринимателей в г. Москве, Генеральный директор Центра охраны труда «НСС Консалт».


Оценка профессиональных рисков – это определение вероятности причинения вреда здоровью работников в результате воздействия вредных или опасных производственных факторов при исполнении ими обязанностей по трудовому договору и принятие решения о допустимости уровней профессионального риска.

Каждый работодатель вне зависимости от формы собственности предприятия и вида экономической деятельности должен провести процедуру оценки и управления профессиональными рисками в соответствии со ст. 209 и 212 ТК РФ, а также пунктами 29, 33-39 типового положения о Системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда №438н.

Управление профессиональными рисками – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

На данный момент методика проведения оценки профессиональных рисков на законодательном уровне отсутствует, поэтому каждый работодатель имеет возможность самостоятельно выбрать и следовать уже имеющимся методикам, разработать свою собственную методику или обратиться за помощью к сторонним профильным организациям.

Порядок проведения оценки рисков:

  1. Назначается Комиссия по проведению оценки профессиональных рисков (комиссия должна состоять из ответственных за охрану труда лиц)
  2. Производится идентификация опасностей исходя из перечня профессиональных опасностей, указанного в пунктах 35 и 37 положения о СУОТ (собираются данные о производственном оборудовании, сырье и материалах; характеристиках технологических процессов; данные специальной оценки условий труда; нормы выдачи СИЗ; сведения о произошедших несчастных случаях; проводится осмотр рабочих мест; опрос сотрудников на рабочих местах и пр.);
  3. Расчет и оценка риска (на основании собранных данных, каждому опасному событию присваивается показатель вероятности и тяжести риска, которые в соответствии с матрицей рисков дают расчетный показатель уровня риска);
  4. Управление профессиональными рисками (принимается решение по реагированию на каждый риск: устранить (избежать использования оборудования/ изменить технологический процесс и пр.), смягчить (внедрить дополнительные СИЗ/ дополнить знаки безопасности и пр.) или принять риск (в случае если выгода, сопутствующая данному риску более эффективна, чем устранение или замена данного риска. При этом важно понимать, что приоритетом в данном случае является сохранение жизни и здоровья, а не финансовая составляющая).

Обращаем ваше внимание на то, что 1 марта 2022 года в связи с вступлением в силу обновленной версии Трудового Кодекса РФ и ряда других нормативных документов, появятся новые требования к проведению оценки профессиональных рисков. Также в следующем году ожидается и новый подзаконный нормативный акт, который будет регулировать методику проведения оценки профессиональных рисков. Но данный факт не снимает обязанность за не проведение оценки рисков работодателями на текущий момент.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here