Пожалуй, EdTech максимально органично вписался в онлайн в эпоху ковид-ограничений, создав рабочие места для сотен тысяч преподавателей по всему миру. Самые широкие перспективы открылись для учителей иностранных языков, чья востребованность не имеет сомнений, а деятельность отныне не требует релокации.
Рассказом о том, как работается на удаленке тысячам репетиторов со всего мира, делится Максим Азаров, основатель онлайн-школы английского языка для детей Novakid
Беспереводная коммуникативная методика обучения иностранному языку дает возможность работать со школой учителям со всего мира. В нашей обойме носители (native speakers) из США, Великобритании, Ирландии, ЮАР, Филиппин, а также специалисты-билингвы. Главное — опыт преподавания детям, соответствие стандарту международно признанной квалификации TEFL, TESOL, TKT, также оценивается уровень Received Pronunciation (так называемый эталонный английский). Это важно в условиях преподавания детям, поскольку они учатся произносить новые звуки через подражание репетитору.
При этом беспереводная методика подразумевает, что, скажем, учитель из Филиппин может преподавать турецкому школьнику и ему для этого не нужно знать турецкий язык. Это значительно расширяет поле поиска лучших специалистов и одновременно дает возможность учителям брать столько занятий, сколько они пожелают, с учетом растущей базы обучающихся по всему миру.
Число «цифровых кочевников» среди учителей растет. Уже сегодня порядка 30 % специалистов в этой области «держат трудовую книжку дома» и строят карьеру на онлайн-платформах.
Преимущества работы онлайн
Конечно, государственная школьная программа от страны к стране существенно отличается. Однако, бюрократии хватает везде. Кроме того, как правило, за 40-45 минут урока учитель должен «охватить» вниманием 15-20 учеников. Надо ли говорить, что это не комфортно ни учителю, ни классу. Тем более, классические, утвержденные на министерском уровне, программы подгоняются под единый стандарт, не учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. И это тоже не идет на пользу процессу. Преподавание онлайн по индивидуальному графику лишено всех этих минусов, что само по себе несомненный плюс.
Возможность планировать нагрузку и составлять удобное для себя расписание – стандартная «плюшка» фриланса, и здесь она тоже существует.
Шанс не тратить время на дорогу до работы, не привязываться к локации, району, городу и даже стране — трудиться из любой точки земного шара – еще один существенный плюс.
И, наконец – это то, что у учителя, работающего онлайн с помощью современных эдьютейнмент (игровых) методик, есть возможность наладить особенный контакт со своими учениками.
Кстати, умение идти на контакт, заинтересовать ребенка буквально за одну минуту – то, что обязательно тестируется при приеме на работу в онлайн-школе. Разумеется, учитель демонстрирует владение английским не ниже уровня C1 согласно Common European Framework of Reference, CEFR и должен иметь профильное высшее образование. Но важны и личные качества. Дети впитывают знания в том случае, когда им интересно. Поэтому увлечь ребенка – важнейшая задача учителя. Строгие критерии отбора преподавателей, в том числе по эмоциональному интеллекту, отсеивают случайных людей. Тем сложнее попасть в обойму современной онлайн-школы, но тем и качественнее ее продукт.
Но есть и сложности
Наладить контакт с совсем маленьким ребенком через экран – нетривиальная задача. Не часто, но случались эпизоды, когда мама не караулила карапуза «на подхвате», и он попросту покидал урок, отвлекаясь на свои насущные дела. Подобная беспомощность —достаточно стрессовая ситуация даже для суперпрофи. Разумеется, у каждого учителя есть свои секреты, как овладеть вниманием крохи. Но случаются и внештатные истории.
Впрочем, если родители проводят весь урок с малышом, случаются казусы иного толка. Например, слишком волнительная мама может сбивать чаду настрой, стараясь к месту и к месту подсказывать ему правильные ответы.
Проблемы со связью по тем или иным причинам, как на стороне учителя, так и на стороне учеников тоже добавляют сложностей в образовательный процесс. Этот факт отмечает 38 % преподавателей. В некоторых форсмажорных случаях, учителям приходится срочно срываться с «насиженного места» и буквально «лезть в гору» за хорошим сигналом.
Случаются и мультикультурные трудности, когда ситуация на уроке может зайти в тупик. Обучение, основанное на коммуникативной методике, подразумевает «субтитры» из мимики и жестов. Разный культурный код и двусмысленность некоторых жестов, порой заводят в тупик.
«У меня был ученик из Греции, который явно переживал, если я одобрительно покачивала головой, подразумевая: «Да!». – Рассказывает Эллен из США. — Хорошо, что коллеги объяснили мне: в Греции кивок означает отрицание!»
Профессия онлайн учителя или репетитора будет востребована в ближайшие годы. Возможность получить знания, не переезжая в мегаполис, прельщает все большее число родителей и одновременно создает мотивацию подключиться к платформе и перейти на фриланс для новых и новых учителей.